Депутат Мажилиса Айдос Сарым сегодня на заседании палаты задал вопрос министру здравоохранения Акмарал Альназаровой о цифровизации в сфере здравоохранения. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
«Вы сегодня отметили, что законопроект разработан в целях реализации указа президента о мерах по дебюрократизации. Насколько я могу судить, указ предполагал, что из законов будут удаляться второстепенные нормы, будут заново пересмотрены какие-то вопросы, и останутся только стратегические направления.
При этом в проекте закона вы предлагаете исключить компетенции Министерства по утверждению стратегии цифровизации. И здесь, конечно, возникает вопрос. Насколько я могу, опять же, судить, цифровизация — это один из главных векторов нашей политики. Мы хотим сделать все наши сервисы доступными, понятными и так далее.
При этом становится неясно, какая будет дальнейшая судьба и политика построения единой цифровой системы здравоохранения, если такой функции у Министерства не будет.
В этой связи возникает вопрос: как вносимые изменения повлияют на процесс цифровизации здравоохранения в целом? Как на сегодня организована работа по оцифровке всех этапов оказания медицинских услуг?
Мы видим, что сейчас многие сервисы объединены в единую систему, но всё ещё остаются отдельные элементы, которые недоступны для граждан.
Насколько будет обеспечена адресность, чтобы каждый гражданин видел, что ему оказываются эти услуги, и чтобы не было тех самых приписок, о которых мы все говорили?
И в целом, как вы видите стратегию цифровизации вашей системы? Какие подходы или инновации планируются?», — задал вопросы депутат.
Министр ответила сначала о первый вопрос об исключении компетенций по утверждению стратегии цифровизации здравоохранения, отметив, что данная компетенция остаётся в Кодексе. Она есть сегодня и будет сохранена.
«Единственное, что изменится, — функционал по разработке стратегии будет осуществляться в рамках положений Министерства здравоохранения. При необходимости эти положения будут расширяться, что позволит быстрее, оперативнее и гибче реагировать на вызовы и потребности при внедрении изменений в стратегические документы.
Таким образом, стратегия цифровизации здравоохранения в Кодексе остаётся. Исключается только её разработка», — добавила Альназарова.
В ответе на второй вопрос она сказала, что на сегодняшний день медицинские информационные системы являются одними из самых масштабных в Казахстане.
«Однако они разрознены. На это неоднократно указывали как медицинские организации, так и представители парламента. В настоящее время на рынке работают 20 частных медицинских информационных систем и 17 систем Министерства здравоохранения.
Все эти системы не интегрированы между собой, что создаёт поле для приписок, о которых вы упомянули. Это также затрудняет работу медицинских работников, которые вынуждены тратить большое количество времени на заполнение цифровых документов вместо клинической деятельности.
В рамках поручений главы государства мы планируем создать единую государственную информационную медицинскую систему. Уже реализованы несколько кейсов по интеграции информационных систем. Например, система лекарственного обеспечения была интегрирована с медицинскими информационными системами, что позволило оптимизировать работу врачей на 35–40%.
С 1 января планируется поэтапное внедрение единой системы оплаты медицинских услуг, которая обеспечит прозрачность денежных потоков в системе медицинского страхования
Система оплаты состоит из четырёх модулей:
- Автоматическое заключение договоров (раньше с каждой организацией заключалось 5 и более договоров).
- Мониторинг качества медицинских услуг, который будет автоматизирован.
- Упрощение линейной шкалы (оптимизация её началась в этом году и продолжится в следующем).
- Автоматизация мониторинга дефектов медицинских услуг (с 2024 года будет охвачено большее количество услуг)», — подчеркнула глава Минздрава.
Что касается приписок: с 1 января 2024 года 8 наиболее востребованных справок будут доступны онлайн через цифровые приложения.
По ее словам, также развивается социальный кошелёк. Сейчас 70% амбулаторно-лекарственного обеспечения уже переведено на социальный кошелёк, что исключает возможность приписок и списаний.
В заключение она отметила, что в целом у Министерства здравоохранения есть карта цифровой трансформации отрасли. К 2025 году планируется создание единого хранилища данных, которое объединит медицинские данные граждан, информацию о ресурсах и медицинской технике. Это обеспечит достоверную статистику и эффективное управление системой здравоохранения.