Депутат Мажилиса Айтуар Кошмамбетов сегодня задал вопросы представителю АО «Самрук-Қазына» о перспективах авиакомпании Qazaq Air и министру транспорта Марату Карабаеву о коррупционных рисках при выдачи разрешительных бланков. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
«Я бы хотел задать два вопроса. Первый вопрос адресован представителю «Самрук-Қазына».
Авиакомпания «Qazaq Air» была учреждена «Самрук-Қазына». В то время в её распоряжении было 5 самолётов, однако накопились огромные долги перед фондом. Планировалось продать её вьетнамской компании, оздоровить и пополнить парк самолётов. На какой стадии сейчас сделка, и каковы перспективы этой авиакомпании?
Второй вопрос касается выдачи иностранных бланков разрешения, то есть дозволов, как говорят в простонародье. Проверки надзорных органов выявили, что уполномоченный комитет вносил недостоверные данные о том, что дозвол использован. В результате на теневом рынке через Telegram-каналы эти дозволы продаются по 1600 евро или долларов.
Вопрос: как бороться с коррупционными рисками? Есть ли конкретно наказанные люди? И что планируется в этой части?», — спросил депутат Мажилиса.
Разрешительные бланки
Министр Марат Карабаев на вопрос ответил, заявив, что на данный момент механизм предоставления бланков разрешения был частично монополизирован.
«Главная проблем — бланк выдавался по историческому принципу. Если компания А получала 100 единиц в этом году, то в следующем году столько же доставалось только этой компании. Новым игрокам на рынке ничего не оставалось.
Причём бланк выдавался абсолютно пустым, без указания фамилии водителя, номера машины или названия компании.
Теперь всё изменилось. Каждый бланк будет привязан к конкретному номеру машины и названию компании, что полностью исключает коррупционные риски.
С 1 января заработает новый механизм: первое — бланк выдаётся с конкретными данными. Второе — если в течение месяца он не используется, применяются штрафные санкции. Ранее можно было использовать бланк до 6 месяцев.
Кроме того, с Узбекистаном и Китаем внедрена электронная выдача бланков. Машина получает разрешение за 3–30 минут, полностью исключая человеческий фактор и коррупционные риски», — заявил министр.
Qazaq Air
Представитель «Самрук-Қазына» Елжас Отыншиев на вопрос ответил так:
«О сделке с вьетнамским инвестором Savico хотел бы сообщить следующее. На сегодняшний день ключевые переговоры по условиям сделки завершены.
20 декабря текущего года Государственная комиссия по модернизации экономики одобрила основные условия сделки. До конца года ожидается положительное решение со стороны совета директоров «Самрук-Казына» и правительства.
К инвестору предъявлены два основных требования: первое — обеспечение погашения займа в размере 38,4 миллиарда тенге до конца 2044 года. Второе — приобретение в течение 5 лет 20 воздушных судов производства Boeing или Airbus с возможностью продления срока на 2 года.
Для выполнения этих требований Savico готова предоставить гарантию.
Мы уверены, что эта сделка положительно скажется на развитии гражданской авиации Казахстана и смежных отраслей, таких как логистика, туризм и торговля, благодаря запуску дополнительных, в том числе международных рейсов», — сказал он.