Сенат Казахстана не принял закон о республиканском бюджете: «Не одобрить отдельные статьи (…) и возвратить закон в мажилис парламента РК с предложением новой редакции», — написано в его постановлении.
Прогноз роста на 2025 год сомнителен и правила изъятий из Нацфонда надо ужесточить
В ходе обсуждения законопроекта депутаты внесли 136 предложений по его изменению. Сенатор Султанбек Макежанов объяснил, что прогноз роста базовых макропоказателей Миннацэкономики на 2025 год в 5,6% сомнителен и завышен. Это подтверждается ситуацией с основными резервами роста ВВП: промышленность выросла всего на 2,6% за 10 мес. 2024 года, а добыча нефти снизилась. Рост ВВП поддерживается ростом госрасходов, особенно на сельское хозяйство и строительство, а горнодобывающая и обрабатывающая отрасли растут медленнее.
Рост госрасходов способствует росту инфляции и, вероятно, «коридор инфляции на 2025 год в размере от 5,5-7,5%, как и ранее, останется лозунгом», — добавил депутат.
По словам Макежанова, правительство продолжает финансировать проекты за счет изъятий из Нацфонда при слабой собираемости налогов. В 2025 году общий объем трансфертов из Нацфонда должен снизится и составить 5,2 трлн. Это превышает поступления в фонд, которые, как ожидается, составят 4,8 трлн, примерно, на 500 млрд тенге.
Размер гарантированного трансферта в бюджет на 2025-2027 годы составит 2 трлн тенге ежегодно. Чистые валютные активы Нацфонда, по прогнозам, составят $62,2 млрд в 2025 году и $69,9–78,7 млрд в 2026-2027 годах, докладывал сенаторам министр нацэкономики Нурлан Байбазаров.
Отсутствие строгого норматива по ограничению изъятий из Нацфонда позволяет, по мнению Макежанова, наращивать их. Как пример своевольного использования целевого трансферта Нацфонда он отметил финансирование субвенций в 2025 году на 1,6 трлн тенге. Эта неопределенность по целевым трансфертам вызывает критику, например, агентства Fitch Ratings. Его аналитики заявляют, что такой характер трансфертов из Нацфонда негативно влияет на макроэкономические прогнозы и рейтинг Казахстана и может плохо сказаться на его инвестиционной привлекательности.
«И приток прямых иностранных инвестиций реально снижается. Поэтому сенат считает нужным «ужесточить бюджетные правила, предусмотрев выделение трансфертов из Нацфонда только в периоды экономического спада. И необходимо ограничить использование этих средств, установив ковенанты в конкретном процентном соотношении от всех расходов республиканского бюджета с привязкой к контрциклической бюджетной политике», — сказал Макежанов.
Доходы бюджета в основной части — налоговых поступлениях, в 2025 году достигнут, по прогнозу, «15,1 трлн тенге. Это — на 3 трлн тенге больше, чем в 2024 году, однако за 9 мес. 2024 года, планы по корпоративному налогу выполнены на 82%, а по НДС — на 70%. При этом на будущий год по ним планируется прирост более чем на 2 трлн тенге», — указал на сомнительные данные депутат.
Основные причины сокращения поступлений в бюджет 2024 года, такие, как замедление мировой экономики, снижение цен на экспортные товары и уровня добычи нефти, могут сохраниться и в 2025 году. А обрабатывающая промышленность, которая должна генерить новые источники пополнения бюджета, растет скромно.
Государственный долг Казахстана, по словам Макежанова, находится на безопасном уровне, но на его обслуживание в бюджете 2025 года предусмотрено 2,5 трлн. Это — критично. Обслуживание госдолга не должно превышать 10% расходов бюджета, но в 2025 году этот показатель составит 9,7%, а в 2026 и 2027 годах — по 9,9%.
Растут и расходы на погашение и обслуживание негосударственных займов под госгарантию. Например, неправительственные займы на реализацию проектов строительства и реконструкции автодорог не учитываются в госдолге, но фактически обязательства перед кредиторами погашаются государством в полном объеме. АО НК «Казавтожол», при обязательствах по займам на 180 млрд, ежегодно, на 2025-2027 годы запрашивает 585,4 млрд тенге, которые не предусмотрены в проекте бюджета.
Всего 9-15% дивидендов перечислял Самрук-Казына в бюджет последние 3 года
Фонд «Самрук-Казына» в бюджет последние 3 года перечислял дивидендов от 9% до 15% чистой прибыли, а политика управления госактивами непрозрачна и сложна для анализа, заявил депутат сената РК Сергей Карплюк в дебатах по бюджету на 2025-2027 годы.
По его словам, кроме прямого перечисления дивидендов, правительство обязывает фонд финансировать проекты, не связанные с его профилем: спорт, строительство жилья и медучреждений.
«И при этом из республиканского бюджета финансируется, в целом, квазигоссектор на увеличение уставного капитала и кредитования инвестпроектов. Например, на проект по производству пассажирских вагонов в 2023 году из бюджета было выделено Т162 млрд, а в 2025 году планируются ещё Т65,5 млрд. То есть, политика управления госактивами видится непродуктивной, непрозрачной и сложной для анализа», — добавил Карплюк.
Конечно, какие-то краткосрочные вопросы решаются, но эти средства «идут мимо бюджета» и непроизводительно тратится сам ресурс фонда, а ему нужно заниматься вопросами собственного развития, отметил депутат.
Казахстану нужен больший акцент на развитие частного бизнеса для обеспечения 6% роста на 10-15 лет, заявил спикер сената Казахстана Маулен Ашимбаев. Считается, в рамках привычной парадигмы, «Самрук-Казына», это — дивиденды, фонд развивает экономику. «Но насколько сегодня это парадигма соответствует тем стратегическим задачам, которые стоят перед страной? — Казахстан строит рыночную экономику, поэтапно приватизирует часть квазигоссектора, уменьшает его долю, передаёт казахстанским предпринимателям, зарубежным инвесторам, и выстраивает нормальную рыночную систему», — напомнил спикер сената.
В этой парадигме, когда в Казахстане «Самрук-Казына» отвечает за большую часть экономики, фонд, сам по себе, ограничен и у него есть изъяны, потому что квазигоссектор зависим от бюджета. В 2023 году правительство, по данным главы сената, «влило в фонд «Самрук-Казына», примерно, 1 трлн тенге, это — не считая тех денег, которые идут из Национального фонда. Поэтому, в любом случае, чтобы обеспечивать 6%-ый долгосрочный, качественный рост за счёт диверсифицированного роста по секторам, нужно развивать частный бизнес, привлекать инвесторов, приватизировать госпредприятия».
В этом направлении в майском указе президента все задачи чётко поставлены. Парламент и правительство должны качественно реализовать нормы, изложенные в этом документе. И если базово, сейчас поэтапно, будет уменьшаться долю фонда «Самрук-Казына», то он — почти продолжение госинститутов, и будет развиваться в этой парадигме, — заключил спикер сената.
«Именно в свете установок нашего президента мы должны были внимательно посмотреть на роль государства, влияние государства на экономику, участие в экономике и посмотреть на механизмы поддержки бизнеса и здесь, видимо, нужны серьёзные реформы», — сказал Ашимбаев чуть позже в тот же день, в дискуссии на подкасте Taldau Talks.
Т25 трлн активов соцфондов Казахстана их менеджеры используют не известно как
Активы соцфондов: фонд медицинского страхования (ФСМС), соцстрахования, ЕНПФ превышают всю расходную часть бюджета Казахстана и составляют более Т25 трлн и не известно, как используют их менеджеры эти средства, заявил Ашимбаев.
«Очень важный вопрос — контроль за расходованием средств этих фондов. (…) Если в 2024 году расходная часть бюджета — Т24 трлн, активы превышают Т25 трлн. И дальше растут. Огромные средства в этих фондах саккумулированы. И (есть – bizmedia.kz) вопрос контроля и использования этих средств», — сказал Ашимбаев.
По его словам, когда сенат смотрит исполнение бюджета страны, ему, «на одной странице присылают отчёт по этим фондам, табличку». И по ней сложно понять, что там происходит.
В этой ситуации парламент не контролирует эти расходы. «Насколько у министерства (МТСЗН РК – bizmedia.kz) есть возможность контролировать, как используют менеджеры фондов эти средства?», — спросил глава сената.
Сенат и правительство сейчас не могут на теплоэнергетику найти средства, а в фондах большие средства саккумулированы. И они должны быть подконтрольны и использоваться в общенациональных целях, пояснил Ашимбаев.
«Часть этих средств используются, опять же, на покрытие бюджетного дефицита. Та же песня. Как используется другая часть этих средств? — В парламенте мы не видим. Не думаю, что министерство владеет всей ситуацией: какие расходы, куда деньги идут. Поэтому нужно, какие-то действия предпринять, чтобы правительство контролировало расходы и, чтобы они, главное, работали на наши общие задачи», — резюмировал Ашимбаев.
Также, правительство переплачивает 40% и более за проекты ГЧП и уже накопилось Т2 трлн обязательств государства, заявил Ашимбаев. Не надо переплачивать за эти проекты. — «Есть ощущение, что из-за отсутствия механизмов контроля по многим проектам идёт переплата государства. И это всё отражается на расходной части бюджета».
СЭЗ Казахстана закрыли налогами госрасходы на инфраструктуру
В некоторых эпизодах дебатов позиция правительства выглядела сильной. Так, оказалось, что Казахстан затратил Т423 млрд за все годы на развитие инфраструктуры СЭЗ, но налогов они заплатили более Т520 млрд.
«У нас действует сейчас 14 специальных экономических зон (СЭЗ). За все годы на них реализовано 370 проектов, которые сейчас работают, на общую сумму инвестиций Т3,3 трлн тенге. Действительно, Т423 млрд за все годы потрачено на развитие их инфраструктуры. Однако налогов они заплатили более Т520 млрд, что превышает сумму, которую мы затратили на инфраструктуру», — сказал первый заместитель премьер-министра Казахстана Роман Скляр, отвечая на вопросы депутатов.
По его словам, пропорция вложенных госинвестиций и привлеченных средств один к восьми, это — неплохой результат.
Правительству нужны ещё Т450 млрд, чтобы завершить инфраструктуру СЭЗ. Это не обязательно делать за один год, потому что инфраструктура нужна, когда возникает нужда в строительстве какого-то предприятия на территории СЭЗ. «Мы по мере возможности будем финансировать из бюджета эту сумму, но со следующего года «Байтерек», через Фонд развития промышленности (ФРП), будет выдавать десятилетние льготные кредиты на подведение инфраструктуры самим предприятием. Это позволит, в некоторой мере, решить данную проблему», — сказал Скляр.
Также внедрен новый интегрированный подход по подключению предприятий к инфраструктуре, независимо от видов деятельности данной СЭС, без предоставления льгот, что позволю нарастить объемы инвестиций. Кроме того, внедрен комбинированный режим предоставления налоговых льгот, и в проработке — наполнение СЭС производителями экспортно-ориентированных товаров и импортозамещения, — отметил Скляр.