Проект закона «О республиканском бюджете на 2025–2027 годы» одобрен нижней палатой парламента Казахстана — мажилисом. Дефицит бюджета вырос и правительство планирует смягчить его трансфертами из Национального фонда и привычными мерами по ужесточению фискальной дисциплины. Аналитики и эксперты настаивают на сокращение налоговых льгот и реальной борьбе с контрабандой и серым импортом. Корреспондент Bizmedia.kz разобралась в вопросе.
Правительство Казахстана не стремится «жить по средствам». Главный финансовый план Казахстана на следующий год, остальные два года трехлетки прописываются весьма условно, отличается тем, что дефицит бюджета вырос еще больше — недобор по налогам за 2024 год составит 3,1 трлн тенге. Поэтому увеличивается целевой трансферт из Нацфонда в бюджет на 2 трлн.
В Прогнозе социально-экономического развития страны до 2029 года, сопровождавшем закон «О республиканском бюджете на 2025–2027 годы», по базовому сценарию — при цене на нефть в $75/барр. и курсе — 470 тенге/$1, ожидается, что реальный рост ВВП в 2025 году составит 5,6%. Рост оптимистично прогнозируется во всех отраслях экономики Казахстана: в промышленности — 4,1%, в сельском хозяйстве — 5,3%, в строительстве – 9,3%, услугах транспорта – 8,2%, торговле – 7,1%, в год.
Прогноз экспорта казахстанских товаров — $82,3 млрд в 2025 году, импорта — $61,3 млрд.
Доходы бюджета в 2025 году составят 15,6 трлн тенге или, по сравнению с оценкой 2024 года, вырастут на 2,9 трлн за счет более быстрого роста экономики, лучшей собираемости налогов и снижения доли теневой экономики. Обеспеченность собственными доходами в 2025 году составит 63,7%.
То есть, Казахстан может заработать менее двух третей от того, что ему требуется, чтобы платить зарплаты, пенсии, инвестировать в дороги и медицину.
Целевой трансферт в 2025 году, по Прогнозу социально-экономического развития до 2029 года, планируется в объеме 3 250 млрд тенге. Итого, изъятия из Нацфонда запланированы на 2025 год – 5,25 трлн.
При росте поступлений в бюджет на 2025 год до 21,7 трлн тенге расходы увеличиваются, по данным Минфина, до 25,8 трлн тенге. Дефицит в 2025 году прогнозируется на уровне 2,7% к ВВП. По уточнённым данным Минфина, дефицит республиканского бюджета на 2024 год составил 3,59 трлн тенге (2,7% от ВВП). То есть, дефицит не снизится.
Значение ненефтяного дефицита определены на уровне 7,3% к ВВП в 2025 году или 9,7 трлн тенге. Чистые валютные активы Нацфонда, по прогнозу, составят в 2025 году $62,2 млрд.
Анонсирована стабилизация объёма добычи нефти, правда, к 2030 году, в размере, порядка 105 млн тонн, что станет фактором достижения $100 млрд в Нацфонде.
В части расходов, с учетом поправок, тремя приоритетами названы социальные обязательства, развитие регионов и силовые структуры. По доле в расходах социальная сфера на первом месте, это — 38% или 9,8 трлн тенге. Второй по объему раздел «Развитие регионов», это — 30% бюджета или 7,5 трлн тенге. На расходы силовых структур на 2025 год планируется 2,7 трлн, на реальный сектор экономики — 2,1 трлн тенге.
Добавим, что:
- минимальный размер зарплаты (МЗП) не изменится — 85 000 тенге
- минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты вырастет на 14,7%, с 28 215 до 32 360 тенге
- минимальный размер пенсии — на 8,5%, с 57 853 до 62 771 тенге
- месячный расчетный показатель (МРП) — на 6,5%, с 3 692 до 3 932 тенге
- величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых соцвыплат — на 6,5%, с 43 407 до 46 228 тенге
Проблем, которые предстоит решить при помощи бюджета, в казахстанской экономике много.
Инфляция, как в части потребительских цен, так и особенно в части цен производителей, не сдается. Рост цен стал следствием и снижения курса тенге.
Также, на динамику цен влияет приток дополнительных денег в нашу экономику, вызванный ростом государственных расходов и снижением вложений крупного частного бизнеса. К тому же, в экономике началась фаза интенсивной структурной перестройки: отраслевой, технологической, пространственной, которая почти всегда сопровождается усилением инфляционных процессов.
Базовая ставка снижается с рекордных значений, но стоимость заемных денег — ненормально высока.
Все привыкли — сидят на госденьгах, субсидиях и финансировании госкомпаний
Председатель правления АО «Народный банк Казахстана» Умут Шаяхметова, выступая в дискуссии на XII Конгрессе финансистов Казахстана, отметила, что много идёт критики от главы государства, что банки не кредитуют экономику. Всего лишь 13% в ВВП — доля кредитов. И в целом в ВВП доля банковского сектора снижается.
«Я считаю, что это связано не только с регулированием, на сегодня оно — достаточно продвинутое: мы закрываем все риски, капитализация банков — на достаточно высоком уровне, мы обеспечиваем цифровизацию, продвижение финансовых услуг, но кредитование связано не только с регулированием. Здесь очень важна роль (отношений – bizmedia.kz) между правительством и Национальным банком. Сегодня — высокая базовая ставка, которая складывается из высокой инфляции и потом она транслируется на кредит под 18%. Конечно, реальному сектору экономики очень сложно брать кредиты под такие ставки. И поэтому все привыкли — сидят на госденьгах, субсидиях и финансировании госкомпаний: группы компаний «Байтерек» и БРК», — сказала Шаяхметова.
Экономист Ораз Жандосов также говорил на конгрессе, кроме прочего, о недостаточной скординированности в действиях правительства и Нацбанка.
В свою очередь, макроэкономические проблемы прямо и косвенно влияют на работу корпораций. Казахстанские производители чаще всего жалуются на нехватку рабочей силы, дорогие кредиты, рост цен на энергию, высокие налоги и низкий платежеспособный спрос.
Шаяхметова полагает, что доли банков и государства в финансировании экономики, «сближаются. Моё мнение, это — очень неэффективное использование государственных ресурсов, потому что мы залезли в Нацфонд и ещё раз хотим оттуда взять, брать постоянно на финансирование экономики. Это, вообще, — не роль Национального фонда, заниматься кредитованием», — добавила она.
Не только регулирование, а, всё-таки макроэкономика и макрорегулирование Казахстана, отсутствие совместной работы между правительством и Национальным банком мешают увеличить и улучшить кредитный портфель банков.
«Также и будем сидеть на розничных кредитах, финтехе (…) Мы сегодня теряем темпы развития экономики… Я вижу, есть проблемы финансирования сельского хозяйства – клиенты приходят …, и промышленности, и так далее. По многим направлениям кредитоваться под 18%, это — очень дорого», — резюмировала глава Народного банка Казахстана.
Основной владелец компании Freedom Holding Тимур Турлов отметил, дискутируя на XII Конгрессе финансистов Казахстана, что «заставить банки кредитовать (корпоративный сектор — bizmedia.kz) – непростая задача. (…) Слишком много денег можно заработать, не выходя из зоны комфорта» (в том числе, на рынке госдолга — bizmedia.kz).
Конечно, много проблем для наших предприятий создает общая неопределенность в экономике, влекущая за собой немалые риски для выполнения контрактов и реализации инвестпроектов. Эта неопределенность усиливается не только из-за высокой инфляции, но и по причине резких и труднопредсказуемых колебаний курса тенге, и вследствие роста налогов.
То есть, Минфин и Нацбанк должны стремиться не только к снижению номинальных темпов инфляции, но и к стабильности других ключевых макроэкономических параметров: кредитных и налоговых ставок, обменного курса.
В то же время, сами по себе экономические проблемы – обычная и неизбежная история. В любой национальной экономике постоянно происходят какие-то процессы: меняются доступность и цена ресурсов, структура спроса на товары и услуги, технологии производства. Национальные экономики нередко подвергаются сильным внешним воздействиям, как, например COVID-19. Поэтому в экономике регулярно возникают разные дисбалансы и кризисные ситуации.
Суть — не столько в самих экономических проблемах, сколько в том, насколько экономика способна с этими проблемами справиться. Казахстанская экономика преодолевает проблемы, и даже показывает неплохие темпы роста ВВП и промышленного производства, но население, а не только банкиры, явно против «залезания в Нацфонд», из которого теперь идут отчисления детям.
О методах роста поступлений в бюджет говорилось и ранее и аналитики оценивают их иначе, чем чиновники.
Сокращение налоговых льгот в Казахстане, по оценкам аналитиков, могло бы дать бюджету 4-5 трлн тенге. Оно должно коснуться инвестконтрактов крупных компаний, по которым страна недополучает большие объемы налогов. А вот улучшение администрирования налогов эксперты считают малоэффективной мерой — НДС и электронные счета-фактуры уже значимо цифровизованы и многого в собираемости налогов это не даст.
Борьба с контрабандой и серым импортом перспективны — расхождение в данных по импорту Китая в Казахстан составляет до $9 млрд. Из-за контрабанды и занижения стоимости импорта бюджет недополучает большую сумму НДС. Повышение налогов могло бы стать ключевым шагом для преодоления кризиса государственных финансов.