О премьере спектакля Государственного академического театра для детей и юношества имени Наталии Сац «Мой дедушка был вишней».
Сегодня, когда виртуальные угрозы становятся пугающе реальными, тема семейных ценностей звучит особенно остро. Казахстан переживает тревожное время: новости о подростковых самоубийствах шокируют общество. Родители, воспитатели, и даже сами подростки сталкиваются с непростыми вопросами, связанными с отсутствием поддержки, влиянием деструктивных интернет-сообществ и утратой смысла. В такой момент театр, как никогда, становится той площадкой, где можно затронуть глубинные чувства и вернуть внимание к фундаментальным вещам — семье, любви и заботе.
Не случайно в этом контексте премьера спектакля «Мой дедушка был вишней» по книге известной итальянской писательницы Анджелы Нанетти, которая состоялась на сцене Государственного академического театра для детей и юношества имени Наталии Сац в конце сентября, вызывает столь большой интерес и отклик у зрителей. Книга, по которой поставлен спектакль, полюбилась читателям всех возрастов и вошла в список выдающихся книг для детей Международной мюнхенской юношеской библиотеки. Она отмечена премиями в Италии, Германии и Франции, а ее автор, Анджела Нанетти, была номинирована на главную премию в детской литературе Г. Х. Андерсена. Спектакль поставила режиссер театра «АРТиШОК» Галина Пьянова, художниками спектакля выступили Евгений Лемешонок и Александра Рычкова, композитором Илья Блинков, режиссер звука Георгий Жолудь, художник по свету Арсений Макаров. На фоне тревожной реальности спектакль становится ярким культурным явлением и звучит как эмоциональный отклик на события последних недель.
Режиссер Галина Пьянова перенесла действие в спектакле в начало прошлого века и посвятила постановку итальянскому гению — поэту, писателю, сценаристу и кинорежиссёру, архитектору Тонино Гуэрра, который сотрудничал с Андреем Тарковским, Микеланджело Антониони, Тео Ангелопулосом и Федерико Феллини. На долю Тонино Гуэрра выпало многое — в 1943 году во время Второй мировой войны он был заключенным концлагеря в Тройсдорфе. Именно там поэт начал сочинять стихи. Существует поверье, что его талант был так велик, что и после своего ухода, он помогает и вдохновляет всех, кто обращается к его творчеству.
Спектакль рассказывает о жизни трех поколений одной итальянской семьи. Мальчик Тонино общается с родителями, бабушками и дедушками, учится быть искренним и честным и справляться с жизненными обстоятельствами. Рассказчиком истории выступает сам Тонино Гуэрра. Благодаря современным технологиям и искусственному интеллекту, авторами спектакля воссоздан живой голос маэстро, что создает эффект его личного присутствия.
Взрослый Тонино вспоминает старый потерянный семейный альбом, фотографии из которого возникают в его памяти и на больших экранах для зрителей и позволяют прожить вместе с героем яркие моменты жизни этой семьи, почувствовать радость, счастье, любовь, тревогу за родных и боль утраты.
Сценография спектакля, созданная Евгением Лемешонком, отличается сдержанностью и минимализмом, что придает постановке особую атмосферу. Лемешонок намеренно избегает ярких цветовых акцентов, которые могут казаться уместными в воссоздании на сцене итальянской деревни, предпочитая сдержанные цветовые решения. Его художественное видение строго и лаконично. Главным элементом в сценографии художника становятся прямоугольные формы. Деревянный подиум и столы создают простое, но выразительное игровое пространство, где главную роль играет символичное дерево — вишня, посаженная дедом в день рождения матери Тонино — Феличиты. Над зрительным залом натянуто серое полотно, как символ и кроны вишни, и теплого одеяла, под которым мы находимся в детстве, под которым чувствуешь себя в безопасности. Сценография Лемешонка как бы передает мир глазами мальчика Тонино, выделяя лишь самое важное: гусей, дерево, торт и собаку, фотографии. Минималистичное пространство подчеркивает, что для ребенка в первую очередь важным является тепло человеческих отношений, чувство безопасности, любовь и внимание.
Костюмы, созданные художником Александрой Рычковой, тонко передают атмосферу Италии начала XX века, разделяя мир деревенской и городской жизни. Простота и скромность деревенских нарядов, решенных в пастельных тонах, контрастируют с более яркими образами городской семьи, подчеркивая их культурные и социальные различия.
Особое внимание заслуживает музыкальное оформление спектакля. В нем гармонично сочетаются как знакомые итальянские мелодии, так и новые композиции, написанные Ильей Блинковым на стихи Тонино Гуэрра. Однако ключевую роль в создании атмосферы играет оркестр. Живое исполнение музыки придает постановке неповторимую эмоциональность. Благодаря режиссеру спектакля Галине Пьяновой, композитору и музыкальному руководителю постановки Илье Блинкову, который, кстати, еще и исполняет в спектакле роль дедушки Луиджи, и усилию актеров в театре теперь появился уникальный коллектив музыкантов, который способен украсить многие спектакли.
Режиссер Галина Пьянова нашла средства, которые позволили бы простой прозаической истории заработать в театральном пространстве как драматическое произведение. Актеры вынуждены были вступить в новые отношения с текстом и найти не бытовой способ существования в бытовых сценах. В результате была найдена это тонкая грань ироничного и одновременно лиричного существования на сцене. Актёры играют персонажей словно существующих в воображении ребёнка. Их движения и образы подчеркнуто выразительны, эксцентричны, создают ощущение того, что мы видим мир глазами Тонино, где реальность переплетается с детской фантазией, превращая повседневность в яркую и отчасти волшебную историю. Возможно, даже глазами взрослого Тонино Гуэрра, которого любя за чистоту души современники называли «главным ребенком Италии». «Самым жутким, — вспоминал Гуэрра, — в лагере был не каторжный труд и даже не постоянный голод, а мучительная невыносимая тоска по дому». Вот этой светлой тоской по детству, по родному дому пронизан весь спектакль Галины Пьяновой.
У главного героя Тонино первый раз, с которым мы знакомимся, когда ему исполняется четыре года, две бабушки и два дедушки – городские и деревенские. Образы деревенских дедушки Оттавиано и бабушки Теодолинды наполнены теплом и любовью. Бабушка, в исполнении Татьяны Костюченко, напоминает мягкую и добродушную гусыню — в её походке, смехе, в каждом жесте чувствуется бесконечная любовь к родным и ко всему живому. Дедушка Оттавиано, которого сыграл Никита Коньшин, передает Тонино важные жизненные уроки. Его неспешная походка и мудрые слова о том, что «если внимательно слушать, многое увидишь,» о дыхании деревьев и о том, что человек остаётся живым, пока его кто-то любит, глубоко запоминаются мальчику. Несмотря на завершение своего жизненного пути, дедушка Оттавиано и бабушка Теодолинда символично продолжают жить — превращаясь в гусыню и вишневое дерево. Практически как в сказке становятся бессмертными, пока их помнят и любят.
Заслуженная артистка Казахстана Ольга Коржева в роли бабушки Тонино — бывшей оперной певицы — яркая и эксцентричная. Её героиня, стремясь подчеркнуть своё отличие от простых деревенских родственников, говорит нарочито оперным голосом, но постепенно раскрывается как любящая женщина, посвятившая жизнь семье и мужу. Она жертвует оперной карьерой и становится заботливой мамой и бабушкой, готовой защитить своих детей и внуков.
Александра Качанова невероятно пластично и достоверно воплотила на сцене мальчика Тонино, а заслуженная артистка Казахстана Татьяна Тарская добавила особую пронзительность в ироничный образ семейной любимицы — собаки Флоппи. Вечно занятой папа Пьеро (Артем Селезнев) и нервная мама Феличита (Фатима Сагимбекова) становятся важной частью счастливого детства Тонино, где он чувствует себя любимым самыми важными людьми в своей жизни — родителями и дедушкой с бабушкой. Это дарит ему ощущение свободы и защищенности. Мир для Тонина кажется одновременно огромным и полным тепла благодаря этой любви и заботе.
К финалу беспокойная мама переедет с Тонино в деревню и станет более спокойной и улыбчивой. Вечно работающий папа будет находится дома чаще. И вскоре мама родит Тонино сестренку, которая, в свою очередь, наполнит счастьем и покоем жизнь бабушки Антониэтты и дедушки Луиджи. И будут они все жить рядом со спасенной дедушкиной вишней.
Этот спектакль театра становится важным шагом в диалоге с подростками, впопуляризации чтения литературы и стремления к знаниям. Он не только открывает возможность поговорить о значимых темах, но и помогает вернуть молодому поколению осознание важности семейной поддержки, любви и преемственности.
Премьера «Мой дедушка был вишней» — это напоминание о том, что, несмотря на сложности, семья остаётся крепостью, которая может защитить от любых бурь жизни. Спектакль о любви, памяти и преемственности поколений показывает, что в этом непростом мире, где интернет может подталкивать к опасным решениям, важно помнить, что любовь, поддержка и внимание к близким — это самые сильные средства борьбы с одиночеством и тревогой.
«Нанетти и «Мой дедушка был вишней» — важнейшая повесть в контексте всего, что сейчас происходит в мире. Взрослые заигрались в свои игры и забыли про талант, данный человеку при рождении — быть счастливым. Быть счастливым, потому что есть мама, есть папа, дедушка, бабушка, счастье, что можно вместе собраться за одним столом. Счастье, что есть зима и что есть лето, счастье, что есть деревья и есть куры, счастье, что есть школа и счастье, что есть выходные…. В каждое мгновенье СЧАСТЬЕ есть. Потому что ты ЖИВЕШЬ!» — сказала режиссер спектакля Галина Пьянова.
*Спектакль поставлен при поддержке Посольства Итальянской Республики @italyinkazakhstan и Итальянского института культуры @iicalmaty.*