Руководитель фракции «Ауыл» Серик Егизбаев представил итоги рассмотрения обращений граждан, полученных депутатами Мажилиса, государственными органами, передает Bizmedia.kz.
Депутатами фракции партии «Ауыл» по итогам встреч с населением был сформирован перечень из 123 наиболее часто поднимаемых вопросов. Из них 94 относятся к компетенции центральных государственных органов, а 26 — к местным исполнительным органам, — начал Егизбаев.
По его словам, вопросы преимущественно касались сферы сельского хозяйства: субсидирование, нехватка пастбищ, ограничение импорта сельхозпродукции, отсутствие убойных пунктов в селах, помощь в реализации сельхозпродукции, снижение ставки утилизационного сбора и другие.
В социальной сфере население поднимало вопросы трудоустройства, строительства и ремонта школ, состояния дорог, доступа лиц с ограниченными возможностями к социальным объектам и другие. Все вопросы были направлены для рассмотрения соответствующим госорганам. Однако анализ поступивших ответов показал, что на 40% вопросов даны формальные ответы, иначе говоря, отписки, 0 отметил он.
Ответы в виде отписок пришли из:
- Министерства труда и социальной защиты: из 9 вопросов — 4 отписки;
- Министерства промышленности и строительства: из 8 вопросов — 3 отписки;
- Министерства науки и высшего образования: из 5 вопросов — 4 отписки;
- Министерства водных ресурсов и ирригации: отсутствуют ответы на 2 вопроса;
- Министерства просвещения: по специализированным классам для детей с особыми потребностями — отписка.
К сожалению, примеры можно продолжать еще долго. Сегодня, озвучивая общую проблему формального подхода государственных органов к вопросам, поднимаемым населением страны, фракция партии обращает внимание правительства на один из наиболее часто поднимаемых на встречах вопросов о государственной поддержке отечественного сельхозмашиностроения, или, вернее сказать, о её очень низком уровне, — говорит он.
По его словам, отечественные производители говорят об одних и тех же проблемах: отсутствие системы мер финансовой поддержки, конкретного и понятного механизма определения уровня локализации, системы подготовки квалифицированных кадров, нехватка качественного и доступного металла и другие. А в отрасли, тем временем, сохраняется сильная зависимость от импорта.
На данную тему депутаты фракции Дайрабаев и Саурыков озвучили ряд депутатских запросов. Проводились и тематические заседания аграрного комитета. Однако до настоящего времени мы не видим системных подходов правительства для решения озвученных проблем. А цены на сельхозтехнику тем временем растут не по дням, а по часам, — уверяет Егизбаев.
Он отметил, что есть чёткое поручение главы государства довести темпы обновления сельхозтехники до 10% в год, учитывая интересы как отечественных производителей техники, так и аграриев. На сегодняшний день обновление техники в стране происходит лишь в пределах 4% в год, а средний износ машинно-тракторного парка составляет 80%.
Депутаты от фракции партии Ауыл неоднократно указывали, что основные меры господдержки направлены только нескольким крупным предприятиям, занятым сборкой китайских, российских и белорусских комбайнов и тракторов. В 2022 году им из средств оператора РОП было выделено 40 миллиардов тенге. Также через фонд развития промышленности с 2018 по 2022 годы им было выделено 33 миллиарда тенге. Эти средства имеют револьверный характер и предусмотрены до 2043 года, — говорит он.
Однако в списке получателей этих средств, по его словам, нет производителей среднего звена, а именно региональных производителей навесных оборудований, прицепов, жаток, плугов, сеялок и культиваторов.
Основные средства и меры господдержки со стороны государства получают одни и те же предприятия, где средний уровень локализации на сегодня составляет чуть более 30%. Из общего объёма производства сельхозтехники в денежном выражении только 7% приходится на изготовление прицепной навесной техники и оборудования, на которых специализируются отечественные производители, — говорит Егизбаев.
Он отметил, что если взять опыт соседних стран, то в России принят план по развитию сельхозмашиностроения с целью доведения доли российской техники на рынке до 80% к 2035 году.
Решением правительства производители получают субсидии на возмещение затрат на выпуск и реализацию своей продукции только при условии предоставления ими скидки для фермеров. Соответствующие меры господдержки приняты и в Узбекистане, где принят план по увеличению уровня локализации отечественного производства сельскохозяйственной техники до 60%, — отметил он.
Анализ нашего комплексного плана по развитию машиностроительной отрасли на 2024-2028 годы показал отсутствие в нём прямых мер стимулирования отечественного производства сельхозтехники и удешевления сырья и металла, в том числе налоговых преференций, четких индикаторов по достижению уровня локализации и подготовки кадров.
На основании вышеизложенного фракция партии АУЛ вносит предложение о принятии специальной отраслевой программы сельхозмашиностроения, предусматривающей меры государственной поддержки отечественным производителям сельхозтехники, в том числе навесного и прицепного оборудования, — подытожил он.