Депутат Мажилиса Екатерина Смышляева спросила Министра цифрового развития Жаслана Мадиева и представителя МВД о процедурах сдачи экзаменов на водительские права, передает Bizmedia.kz.
Мой вопрос адресован Министерству цифрового развития и Министерству внутренних дел. Традиционный вопрос, который задают нам на встречах избиратели, касается процедуры сдачи экзаменов на водительские права. Понятно, что максимальная централизация этой процедуры была сделана для того, чтобы побороть ту коррупцию, которая процветала, когда было много точек сдачи экзаменов. Однако здесь, похоже, мы немного перестарались и получили другие последствия, — говорит она.
Это очереди, отсутствие территориальных отделений для сдачи экзаменов, нехватка полигонов и неисправность оборудования, которое слишком часто используется, и другие проблемы.
В нашей области люди вынуждены ехать за сотни километров, чтобы сдать теоретический и практический экзамен на получение водительских прав. При этом контингент потенциальных водителей растёт, потому что появляются новые виды транспортных средств и обязательства. Ситуация будет только ухудшаться, — уверяет Смышляева.
Как она отметила, они неоднократно встречались по этому вопросу с государственной корпорацией и Министерством внутренних дел. Решения озвучивались, но до сих пор ситуация не изменилась.
Поэтому у меня вопрос: какие меры уже приняты для разрешения данной ситуации? Какое решение вы видите в будущем по организации приёма экзаменов и выдачи водительских прав? — спросила она.
Мадиев подтвердил, что такие проблемы есть. А отсутствовали ограничения на периодичность и количество сдачи экзаменов, любой человек мог пойти несколько раз подряд сдавать экзамены.
Мы совместно с МВД ввели соответствующие ограничения в правила. Также причиной приостановки работы некоторых спецЦОНов были технические проблемы, которые на сегодняшний день устранены. Из-за остановок также наблюдались очереди. Дополнительно внедрили инструмент онлайн-бронирования, который поможет снизить нагрузку, — уверил Мадиев.
Что касается отсутствия территориальных отделений и нехватки полигонов: ранее такая проблема наблюдалась в Костанайской области.
Мы открыли дополнительный автодром. В Аркалыке дополнительно введены 10 экзаменационных классов, а также в Рудном, Тоболе и других населённых пунктах. В Улытауской области автодром до сих пор отсутствует, но с акиматом ведётся работа, ПСД уже готово, сейчас решается вопрос финансирования. В целом, для снижения нагрузки введены в эксплуатацию новые автодромы. Снижены требования к их площади с одного гектара до 30 соток, что значительно уменьшает затраты, — говорит он.
По поводу неисправности оборудования: кандидаты, которые приходят сдавать экзамен, часто не имеют достаточного опыта вождения, и оборудование часто выходит из строя. Сегодня в наличии 254 автомобиля, из них 3 на ремонте, у 9 неисправны датчики. В таких случаях экзамены принимаются комиссионно, технические проблемы устраняются.
Также рассматривается возможное внедрение онлайн-тестирования с прокторингом, как в развитых странах (США, Великобритания, Австралия). Этот вопрос требует тщательной проработки. Практическую часть планируется автоматизировать с помощью технологий компьютерного зрения (Computer Vision), что поможет снизить расходы на оборудование и датчики. Кандидаты смогут сдавать экзамен на своих автомобилях в сопровождении родственников, уверил Мадиев.
Далее слово взял представитель Министерства внутренних дел. Он отметил, что действительно, они мониторят ситуацию.
Есть проблема сдачи экзаменов именно в районных зонах, но вы сами, наверное, знаете, что с 2019 года все эти функции переданы в госкорпорацию, и мы тогда сократили свои районные подразделения по приёму экзаменов. Сейчас единым провайдером по приёму практических и теоретических экзаменов является госкорпорация.
Он отметил, что действительно, сегодня людям приходится сдавать практический и теоретический экзамены в областных центрах.
Это связано с поездками, другими затратами и очередностью. Я думаю, что нам необходимо решать вопрос оборудования районных спецзон для приёма практических и теоретических экзаменов. Понятно, что полигоны в каждом районе не построишь, это очень дорого. Но теорию можно сдавать, это можно организовать — обычные классические компьютерные классы с системой фиксации и допуска. Хотя это не наша прямая функция на сегодняшний день, мы готовы оказать содействие и помочь МРЦИАП и другим по мере своих возможностей, — уверил он.
Ерлан Кошанов отметил, чтоскоро будет ещё больше обращений.
Мы приняли закон по мопедам, теперь водители мопедов будут обращаться. Поэтому министерствам надо работать, чтобы хотя бы теорию могли сдавать в районах. Например, из Аркалыка до Костаная 500 километров. Жаслан Хасанович, как решается вопрос?
Министр цифровизации отметил следующее:
Да, но мы уже ввели 10 дополнительных экзаменационных классов. Будем продолжать эту работу. В Туркестанской области, по-моему, всего две точки на 2 миллиона человек.