Депутат Мажилиса Ажар Сагандыкова спросила Министра экологии Ерлана Нысанбаева о том, насколько эффективно и по назначению используется плата за воздействие на окружающую среду, передает Bizmedia.kz.
Мой вопрос адресован Министерству экологии. В своих поездках мы побывали в разных регионах. Загрязнение атмосферы регионов, конечно же, сильно отличается по степени и влиянию на здоровье и окружающую среду. Усть-Каменогорск, Тараз, Мангистау, Атырау, Павлодар, Темиртау — это лишь небольшой список. Мы видели всё: газовые облака, кислотные лужи, фосфорные и ртутные озёра, — начала Сагандыкова.
Она отметила, что в своём депутатском запросе она уже уточняла вопрос о эффективности и целевом использовании плат за воздействие на окружающую среду.
Не буду повторяться. Но мы слышали от жителей этих регионов, что они получают большое негативное воздействие на своё здоровье. Возникает много вопросов по их лечению. Они спрашивали, почему часть средств, полученных от плат, не тратится на восстановление их здоровья. Ещё один вопрос: почему и каким образом предприятия, являющиеся загрязнителями и нарушающими экологический кодекс, несут ответственность? Сколько предприятий было привлечено к ответственности за этот период? — спросила она.
Министр экологии Нысанбаев отметила, что на самом деле, сегодня проводится определённая работа с министерствами и акиматами. В регионах реализуются два документа. Один — это дорожная карта по комплексному решению экологических проблем. Второй — трёхлетний план мероприятий по охране окружающей среды.
В Восточно-Казахстанском регионе, например, по дорожной карте на сегодняшний день заложено 33 мероприятия, из них на 2022–2025 годы запланировано 19, а 11 уже реализовано. Мы с акиматом актуализируем данный документ на 2024–2026 годы, где также предусмотрен ряд мероприятий, — начал Нысанбаев.
Бюджет по трёхлетнему плану определён в размере около 12 миллиардов тенге, из них только на атмосферный воздух — около 1,5 миллиарда. По его словам, проводятся существенные мероприятия: перевод частного сектора на центральное теплоснабжение, модернизация и реконструкция котельных АО «Тепловая сеть». Также приобретена передвижная экологическая лаборатория.
Например, Казцинк за 3 года на экологические мероприятия потратил 42,6 млрд тенге, ТЭЦ — 3,6 млрд тенге. Одним из эффективных мероприятий можно назвать модернизацию сернокислотного производства на Усть-Каменогорском металлургическом комбинате, что позволило снизить выбросы в атмосферу в четыре раза. По итогам проверки нашими территориальными департаментами требовано внедрение трёх-четырёх установок по доочистке диоксида серы, — отметил Нысанбаев.
За последние 30 лет, благодаря реализации этих документов, удалось снизить выбросы в атмосферу с 1,9 ПДК до 0,7. Сегодня ведётся большая работа по внедрению автоматизированной системы мониторинга.
Из 11 крупных предприятий в регионе четыре уже внедрили эту систему: Казцинк, ТЭЦ в Усть-Каменогорске, Ульбинский металлургический завод и Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат. По остальным девяти работа продолжается, и мы планируем завершить внедрение системы в ноябре, что позволит контролировать все выбросы в режиме онлайн, — уверил Нысанбаев.