Программа оценки финансового сектора (FSAP), которую проводят Всемирный банк и Международный валютный фонд, показала высокую стабильность финансового сектора Казахстана в 2023 году, сообщает Bizmedia.kz.
Результаты проверки FSAP представила председатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Мадина Абылкасымова. Именно АРРФР была координатором FSAP. В программе участвовали не только финансовое сообщество и различные институты, но и Правительство и Национальный банк РК.
«В рамках FSAP была проведена оценка ключевых рисков для макрофинансовой стабильности, соответствия банковского регулирования и надзора стандартам Базельского комитета, а также проанализированы вопросы финансовой безопасности и развития финансового сектора. В декабре 2023 года Совет по финансовой стабильности Республики Казахстан утвердил дорожную карту по внедрению рекомендаций FSAP. Этот план включает 77 мероприятий, из которых 30 требуют изменений в законодательстве и нормативных актах. Все рекомендации планируется реализовать в 2024-2025 годах», – сообщила Мадина Абылкасымова.
Она добавила, что рекомендации FSAP нацелены на дальнейшее укрепление финсектора и усиление соответствия международным стандартам.
«Одним из ключевых аспектов FSAP стало проведение МВФ стресс-тестирования банковского сектора для оценки его устойчивости в условиях макроэкономических стрессов. Результаты подтвердили стабильность и высокую капитализацию банков, даже при различных шоках. В стрессовых сценариях совокупная достаточность капитала банков снижается с 17,9% до 13% к концу 2024 года, с последующим восстановлением до 18,2% к концу 2025 года, что значительно превышает нормативные требования», – подчеркнула глава Агентства.
Абылкасымова добавила, что в ходе стресс-тестирования были оценены риски ликвидности, чтобы проверить достаточность высоколиквидных активов банков при резком оттоке средств из банковской системы. По результатам стало ясно, что банковский сектор Казахстана имеет хороший запас ликвидности. Некоторые банки всё же более чувствительны к данному виду рисков. Коэффициент покрытия ликвидности (LCR) превышал требования Базельского комитета (более 1) в 10 из 11 стрессовых сценариев и лишь в одном, самом консервативном, снижался до 0,96.
«Впервые проведено стресс-тестирование климатических рисков, результаты которого продемонстрировали влияние климатических изменений на качество кредитного портфеля из-за высокой зависимости экономики от нефтяного сектора и углеродного производства.
Вторым ключевым направлением программы FSAP является оценка соответствия банковского регулирования и надзора 29 Принципам эффективного банковского надзора Базельского комитета. Эти принципы служат основными руководствами для надзорных органов с целью обеспечения устойчивости банковской системы и защиты интересов вкладчиков.
Результаты оценки показали, что банковское регулирование и надзор в Казахстане в полной или значительной мере соответствуют 22 из 29 Базельских принципов, а частично – 7 принципам. Несоответствия Базельским принципам не выявлены», – сообщила Мадина Абылкасымова.
Экспертами МВФ и Всемирного банка отмечен прогресс в надзоре рисков по сравнению с результатами программы FSAP, которая в последний раз была проведена в Казахстане в 2014 году. Имеются в виду и ввод риск-ориентированного надзора по методологии SREP (Supervisory Review and Evaluation Process), постоянная оценка качества активов AQR (Asset Quality Review), а также постоянное стресс-тестирование. Данные мероприятия проводятся ежегодно.
Также эксперты положительно оценили внедрение стандартов Базель III (введение системного, консервационного и контрциклического буферов капитала, а также новых стандартов ликвидности (LCR) и фондирования (NSFR)).
Эксперты по итогам FSAP рекомендовали завершить приведение к базельским стандартам некоторых требований к капиталу и ликвидности, а также введение надзора за банковскими конгломератами. Они посоветовали постепенно выходить из пруденциальных послаблений, которые были введены для смягчения постпандемийных последствий и для стимулирования кредитования реального сектора экономики.
«В рамках оценки FSAP в 2023 году многие важные рекомендации были реализованы или находятся на стадии реализации. В декабре 2023 года агентство приняло нормативно-правовые акты, которые были необходимы. В частности, учитывая результаты SREP и AQR, была введена индивидуальная надзорная надбавка на капитал банков в размере от 0% до 6%. Эта надбавка представляет собой дополнительный буфер капитала, отражающий надзорную оценку рисков со стороны Агентства. Также введен буфер капитала от 0% до 3% по результатам надзорного стресс-тестирования. Для повышения устойчивости банков увеличено требование к консервационному буферу капитала несистемных банков с 2,0% до 2,5%; при нарушении этого показателя вводятся ограничения на выплату дивидендов. С января 2024 года коэффициенты ликвидности LCR и NSFR повышены с 0,8 до 0,9. До конца 2024 года Агентство планирует ввести новый пруденциальный норматив: коэффициент левериджа на уровне 3%», – отметила Председатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова.
На сегодняшний день Агентство завершило разработку необходимой правовой базы для консолидированного надзора. Подготовлены проекты постановлений, устанавливающие требования к капиталу и ликвидности конгломератов в соответствии с базельскими стандартами, а также требования к системам управления рисками и корпоративному управлению.
«В 2022 году были утверждены методы внутренней оценки достаточности капитала (ICAAP) и ликвидности (ILAAP), чтобы повысить эффективность управления рисками банков. В соответствии с базельскими стандартами с 1 июля 2023 года банки начали рассчитывать внутренний (экономический) капитал, необходимый для покрытия всех существенных рисков.
В 2023 году была утверждена методология оценки процентного риска в банковской книге (IRRBB), а также введены два надзорных инструмента для оценки этого риска. С апреля 2023 года банки формируют и представляют отчёт о соответствии по ICAAP/ILAAP и IRRBB», – подчеркнула Мадина Абылкасымова.
В целях усиления надзора за банковскими сделками со связанными сторонами эксперты рекомендуют законодательно запретить льготные сделки банков с дочерними ОУСА и проводить тематические проверки таких сделок.
В июне этого года президент подписал закон, который обяжет банки продавать стрессовые активы, такие как ОУСА, только через аккредитованные агентством цифровые платформы, что позволит рынку определять цены. До конца текущего года планируется запустить электронную платформу для торговли стрессовыми активами. Законодательство изменилось, чтобы требовать аудита операций со связанными сторонами. В настоящее время разрабатывается тематическая система тематических проверок сделок со связанными сторонами, которая будет проводиться регулярно с 2025 года.
Благодаря усилиям по оздоровлению банковского сектора уровень проблемных займов достиг исторического минимума в 3%, а кредиты стадии 3 снизились с 13,9% в 2020 году до 6% в 2023 году. Это позволило повысить оценку банковского сектора в 2023 году (BICRA, S&P).
По результатам программы FSAP специалисты предложили расширить определение неработающих кредитов (NPL) и установить более строгие сроки списания NPL. Ограничение максимальной суммы потребительского займа предлагается в качестве части оценки соответствия Принципу 17 по кредитному риску. Председатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова сообщила, что в текущем году регулятор планирует расширить определение NPL и установить требования к списанию стрессовых активов.
В 2023 году в целях укрепления институциональной основы деятельности регулятора и в соответствии с рекомендациями FSAP была законодательно повышена независимость Агентства в вопросах определения организационной структуры. Создано специальное подразделение для обеспечения цифровизации надзорных процессов, а также планируется переход на бюджет Национального банка. В будущем Агентство продолжит расширять трансграничное взаимодействие и сотрудничество.
«Следующим важным направлением FSAP является оценка ключевых элементов сети финансовой безопасности. Сеть финансовой безопасности включает в себя планы, механизмы и инструменты для восстановления и регулирования неплатежеспособных банков, обеспечения экстренной ликвидности и эффективной межведомственной координации в случае финансового кризиса.
В 2023 году были введены законодательные ограничения на выплату дивидендов банками, получившими государственную поддержку, а также реализован механизм досрочного возврата государственных средств. Это позволило в 2023-2024 годах досрочно вернуть 363 млрд тенге», — заявила Председатель Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова.
Она добавила, что на основе итогов FSAP Агентство разработало законопроект по урегулированию проблемных банков. Целью законопроекта является ужесточение условий использования государственных средств, четкое определение роли Правительства, Национального банка и Агентства, а также ограничение выплаты дивидендов и бонусов до полного возврата государственной поддержки. Кроме того, будут введены требования к планам урегулирования и минимальному уровню обязательств, подлежащих конвертации в капитал (TLAC) для системных банков.
В 2024 году Агентство планирует разработать поправки в законодательство для повышения эффективности механизма займов последней инстанции, определить роль Национального банка, Агентства и Правительства, а также усилить межведомственную координацию в рамках антикризисного управления.