Председатель Комитета по аграрным вопросам Серик Егизбаев представил доклад на Правительственном часе, посвящённый углублённой переработке и расширению экспорта продукции малого животноводства. 70% несоответствующих пищевых продуктов поступают из стран Евразийского экономического союза, передает Bizmedia.kz.
Комитет по аграрным вопросам, изучив вопросы глубокой переработки и развития экспорта продукции животноводства, отмечает следующее. Темпы производства продукции животноводства демонстрируют стабильное развитие, и эти производственные мощности продолжают расти, — начал Егизбаев.
Однако доля глубокой переработки по-прежнему остается низкой. Доля перерабатывающей и пищевой промышленности в общем объеме производства всей промышленной продукции страны составляет всего 6%. В частности, в 2023 году доля переработки молока составила 33%, переработка мяса — 41%, переработка шерсти — 19%, а доля переработки шкур крупного рогатого скота — всего 6%. В то же время импорт готовой продукции продолжает расти.
В 2023 году рост импорта молочной продукции составил более 20%, что эквивалентно 400 миллионам долларов США. Импорт мяса и мясных продуктов составил 4,8 миллиона долларов США. В результате, из-за плохой организации переработки только мясной и молочной продукции страна ежегодно теряет 100 миллионов долларов США, которые уходят на финансирование иностранных фермеров, — отметил он.
По их мнению, основные причины сложившейся ситуации следующие:
- Искаженная статистика. Министр также упомянул об этом. По мнению экспертов, завышение показателей достигает 2 миллионов тонн по молоку и 1 миллиона голов по крупному рогатому скоту. Они считают, что это произошло из-за отсутствия точной и прозрачной системы учета животных. Пришло время навести порядок в этой сфере и внедрить единую систему формирования статистических показателей по животноводческой продукции с использованием современных цифровых технологий.
- Недостаток качественного молочного сырья и его нерегулярные поставки на перерабатывающие предприятия в течение года. До 70% сырья по качеству остается низким, так как оно поступает из частных хозяйств. В общем объеме производства сельскохозяйственной продукции, включая мясо и молоко, доля частных и подсобных хозяйств составляет 85-90%. С начала следующего года, когда вступят в силу новые требования к молочному сырью, предусмотренные техническим регламентом Таможенного союза, эта проблема усугубится.
Молоко, не охлажденное и не проверенное в лабораториях на качество и безопасность, будет запрещено к приему на экспорт. У полномочных органов до сих пор нет четкого плана действий для решения этой проблемы. По прогнозам аналитиков, импорт молочной продукции может вырасти с текущих 40% до 89%. В то же время работать с импортным сухим молоком будет экономически выгоднее для отечественных производителей из-за более низкой стоимости. Местные заводы могут обеспечить только 15% потребности в сухом молоке, что делает местное молочное сырье невостребованным, — отметил он.
По его словам, для решения выявленных проблем необходимы конкретные меры по организации производства и сбыта продукции, особенно в частных подсобных хозяйствах.
Пришло время разработать эффективные меры по стимулированию кооперации мелких производителей молока. Необходимо рассмотреть вопрос производства сухого молока в частных хозяйствах для переработки и субсидирования его стоимости для молокоперерабатывающих предприятий. Получатели субсидий должны предусмотреть обязательства по преимущественной закупке отечественного молочного сырья и сухого молока. Также необходимо пересмотреть механизмы субсидирования молочной отрасли с акцентом на стимулирование глубокой переработки молока, — уверяет Егизбаев.
Далее, нет четкой стратегии развития мясной отрасли. Развитие глубокой переработки должно быть ориентировано на экспорт. Простой пример: глубина и рентабельность переработки в Казахстане и Китае. Выручка после убоя одной головы крупного рогатого скота у нас составляет 475 тысяч тенге, а в Китае — 937 тысяч тенге. При этом, по его словам, у нас в переработку идет в основном мясо и субпродукты, а в КНР перерабатывается всё, включая шкуру, рога, копыта, кости и кровь животного.
В этой связи предлагается строительство технологичных мясокомбинатов глубокой переработки с ориентацией на экспорт. Пересмотреть действующие квоты на вывоз сельхозживотных, так как в результате введенных ограничений произошло снижение активности в отрасли животноводства, поголовья животных, рентабельности фермеров и, как следствие, закрытие их ферм. В целях повышения доступности и качества продукции на внутреннем рынке необходимо усилить работу по объединению фермеров в кооперативы для реализации продукции без посредников, — отмечает он.
Качество кожевенного сырья не выдерживает критики. Имеющиеся технологии переработки шкур и шерсти морально устарели. Нет системы заготовки, транспортировки и хранения сырья. Как следствие, в прошлом году из общего объема 42 тысяч тонн произведенной шерсти 34 тысячи тонн или 81% не переработано, а просто порой сожжено или выброшено на свалку. Аналогичная ситуация по шкурам: из 3,5 миллионов штук шкур КРС только 208 тысяч штук или 6% были переработаны, а всё остальное также практически было отправлено на свалку.
В этой связи следует восстановить систему заготовки сырья через сеть сервисно-заготовительных пунктов. Об этих планах мы с удовлетворением только сейчас услышали из доклада министра. Разработать меры по мотивации сдачи качественного сырья на переработку. Обеспечить места убоя животных современным оборудованием для снятия шкур. Строго контролировать ветеринарную вакцинацию у животных против паразитов, — говорит он.
По его словам, не уделяется должного внимания таким направлениям, как глубокая переработка мяса, конины, крольчатины и птиц, глубокая переработка молока коз, лошадей и верблюдов, глубокая переработка куриных яиц и производство перепелиных яиц, переработка шкур верблюдов, сайгаков, лошадей и козьего пуха, переработка побочного сырья, образуемого при производстве животноводческой продукции. Это субпродукты, кости, кровь, рога, копыта, пух и перо и другое. Эти виды деятельности могли бы получить свое развитие в рамках реализации программы «Ауыл Аманаты».
Проблемы реализации готовой продукции, прежде всего, связаны с ростом импорта дешёвых пищевых продуктов, которые не всегда являются качественными. Выявлено, что 70% несоответствующих пищевых продуктов поступают из стран-членов Евразийского экономического союза, — отметил Егизбаев.
Наибольшее количество несоответствий наблюдается в молочной продукции. Также остаётся актуальной проблема серых сертификатов. Кроме того, в казахстанских торговых сетях отечественные производители сталкиваются с неравными условиями конкуренции. Их вынуждают выплачивать ретро-бонусы, задерживают оплату за проданную продукцию и так далее.
В связи с этим они предлагают:
- Усилить ветеринарный контроль и лабораторное освещение на приграничных пунктах.
- Повысить ответственность органов по подтверждению соответствия при выдаче сертификатов соответствия на пищевые продукты.
- Законодательно регулировать деятельность торговых сетей в части защиты интересов отечественных товаропроизводителей.
Что касается экспорта продукции животноводства, то его рост в основном обеспечивается за счёт сырья. Например, в структуре экспорта яйца составляют 30%, а объём необработанной замороженной рыбы достигает почти 16 000 тонн. В то же время экспорт молочной продукции в прошлом году снизился на 35%.
Для увеличения экспорта продукции животноводства предлагаем Министерству иностранных дел и Министерству сельского хозяйства организовать проектный офис, который будет содействовать отечественным товаропроизводителям в поиске и расширении экспортных каналов сбыта готовой продукции. В заключение отметим, что решение перечисленных проблемных вопросов зависит не только от Министерства сельского хозяйства, но и от других государственных органов. Поэтому считаем необходимым объединить план мероприятий с учётом предложений всех отраслевых министерств, — подытожил Егизбаев.