Олжас Бектенов, премьер-министр Казахстана, рассказал о том, как в стране поддерживают малый и средний бизнес, а также поведал о возврате в экономический оборот изъятого залогового имущества предприятий, передает Bizmedia.kz.
Для создания ликвидного рынка стрессовых активов в 2022 году был принят Закон о развитии рынка стрессовых активов. Этот закон предоставляет частным инвесторам, включая нерезидентов, право приобретать стрессовые активы, что ранее было доступно только специализированным финансовым компаниям, — пишет Бектенов.
По его словам, с целью ускорения вовлечения стрессовых активов в экономический оборот, законом установлен предельный срок — три года — для нахождения взысканного имущества на балансах банков.
По поручению Главы государства, с 2023 года Агентство по регулированию и развитию финансового рынка занимается созданием цифровых платформ для проведения прозрачных и открытых торгов стрессовыми активами. Для реализации этой инициативы разработаны законодательные поправки, которые находятся на рассмотрении Парламента, — отмечает премьер.
По его словам, эти поправки обязывают банки и микрофинансовые организации реализовывать стрессовые активы, включая дочерние организации по управлению сомнительными активами (далее – ОУСА), исключительно через аккредитованные Агентством цифровые платформы. Это, по мнению властей, обеспечит доступность полного перечня стрессовых активов для всех заинтересованных покупателей и справедливость ценообразования.
Эти меры способствуют созданию рыночного механизма очистки банковских балансов от стрессовых активов и вовлечению взысканного имущества в экономический оборот. Для снижения объемов стрессовых активов банковского сектора Агентство мониторит реализацию индивидуальных планов по снижению уровня неработающих активов, принятых банками второго уровня (далее – БВУ).
Согласно его отчетам, на 1 января 2024 года банки провели мероприятия по активам на сумму 1,3 трлн тенге, включая списания и прощения займов, погашения и продажи займов третьим лицам, реализацию залогов и имущества, улучшение качества займов и их погашение. В результате этих мер, в экономический оборот было введено неработающих активов на сумму 621 млрд тенге.
Кроме того, в республиканскую государственную собственность возвращен 100% пакет акций АО «Инвестиционный фонд Казахстана» (постановление Правительства от 11 октября 2023 года №896). Также, реализация залогового имущества с преимущественным правом выкупа залогодателем регламентирована внутренними документами АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» и законодательством РК, — пишет Бектенов.
Далее Бектенов остановился о мерах по снижению долговой нагрузки на малый и средний бизнес (далее — МСБ), включая остановку начислений до оздоровления предприятий, реальную оценку залогов, снижение процентов по кредитам и прочее.
Банк развития Казахстана (БРК) работает над снижением долговой нагрузки на МСБ и процентных ставок. Деятельность БРК направлена на финансирование субъектов предпринимательства для развития несырьевого сектора экономики страны. БРК активно участвует в финансировании проектов на льготных условиях со ставкой вознаграждения ниже ставки рефинансирования в рамках государственных программ, — отмечает он.
Учитывая специфичность проектов БРК, по его словам, при возникновении признаков проблемности принимаются индивидуальные меры по оздоровлению (реструктуризация задолженности, приостановление начисления вознаграждения и штрафов) в рамках требований законодательства и внутренних нормативных документов для снижения долговой нагрузки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, самостоятельно устанавливают ставки вознаграждения и комиссии, а также тарифы за оказание банковских услуг с учетом ограничений, установленных законами РК, — отметил Бектенов.
При этом он уверил, что административное вмешательство государства в ценообразование нарушает рыночные принципы. Процентные ставки по кредитам не могут регулироваться государством или регулятором, так как они зависят от макроэкономической среды, уровня инфляции, стоимости фондирования (ставок по депозитам и другим видам заимствования) и кредитного риска заемщика. Банки определяют ставки по кредитам в рамках собственной кредитной политики, учитывая реальную ситуацию на рынке и установленные законодательные ограничения.
Банковская деятельность является коммерческой, и государственным органам запрещено напрямую вмешиваться в операционную деятельность банков. Административное снижение ставок до низких уровней может привести к значительному сокращению объемов кредитования, так как банкам станет невыгодно выдавать кредиты по ставке ниже себестоимости. Это потребует постоянной государственной поддержки в виде субсидий или льготного кредитования, что, в свою очередь, потребует значительных расходов государственного бюджета, — пишет Бектенов.
По его словам, в последние годы, в связи с геополитическими событиями, такими как пандемия COVID-19 и январские события, банки неоднократно предоставляли реструктуризацию кредитов в виде отсрочки платежей, изменения процентных ставок или пересмотра графиков платежей. Кредитные организации заинтересованы в урегулировании проблемной задолженности с учетом финансовых возможностей заемщиков.
Заемщик, при наличии оснований, установленных Законом «О банкротстве и реабилитации», может обратиться в суд для применения процедур реструктуризации и реабилитации. В рамках этих процедур могут быть приняты меры по снижению процентной ставки, отсрочке исполнения обязательств, полному или частичному прощению долга, списанию штрафов за просрочку и приостановлению начисления неустойки по задолженности, — уверил Бектенов.
Премьер-министр подчеркнул, что ключевым инструментом оздоровления предприятий и реструктуризации долгов является Закон о реабилитации и банкротстве. Банк и заемщик формируют условия займа, включая процентные ставки, сроки и порядок погашения, на основании данного закона.
Согласно рекомендациям ООН, процедуры оздоровления должников (реструктуризация и реабилитация), установленные законодательством, должны создавать стимулы для всех заинтересованных сторон, быть достаточно гибкими и привлекательными, чтобы мотивировать должников и кредиторов к реализации мер по оздоровлению, а также избегать чрезмерных ограничений и позволять применять широкий спектр мер в рамках планов оздоровления, — подытожил он.