Совсем недавно, в конце мая, петиция по отмене утильсбора в Казахстане набрала 50 тысяч подписей. Затем ее обработали и назначили комиссию. Начался процесс рассмотрения.
Вчера, 13 июня, прошла важная дискуссия по этому вопросу. Участники обсудили, как прозрачно распределяются деньги от утилизационного сбора, а также поговорили о будущем казахстанского автопрома и его текущем состоянии. Инициатор петиции рассказал, как утилизационный сбор влияет на экономику, особенно на автопром, производство строительной, дорожной и спецтехники.
А вот сегодня пресс-служба Министерства промышленности поделилась интересными подробностями. В заявлении говорится, что активисты-инициаторы петиции саботировали посещение завода в Кокшетау. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
В ведомстве говорят, что участники рабочей группы по рассмотрению петиции об утилизации отказались посещать завод в Кокшетау. Отмечается, что 14 июня члены рабочей группы приехали в город, чтобы посетить заводы по производству транспортных средств и сельхозтехники.
Более того, сообщается, что трое активистов, которые начали петицию, при входе на завод «Камаз-Инжиниринг» стали уговаривать рабочую группу не заходить на предприятие, потому что им не дали запись заседания рабочей группы от 13.06.2024 года.
В Минпроме говорят, что так как Санжар Бокаев и его сторонники ушли с заседания, не дождавшись этой записи, сотрудники министерства загрузили её в облако и отправили ссылку Бокаеву.
В Кокшетау трём участникам предложили снимать то, что им интересно, и после каждого посещения завода передавать запись на флешке. Но их цель была не посещение, а провокация, поэтому они отказались заходить на предприятия, заявляют в Минпроме.
Ссылка на полную запись посещения заводов рабочей группой будет опубликована в соцсетях Министерства промышленности и строительства, пообещали в ведомстве.
Что было 13 июня?
Вернемся ко вчерашнему дню. В Минпроме заявляли, что представители компаний-производителей переживают, что могут сократить рабочие места, если утильсбор отменят. В конце встречи участники договорились посетить все автозаводы в Казахстане.
Также был утвержден график предстоящих поездок членов рабочей группы на заводы в регионы. Члены рабочей группы посетят ТОО «КАИК», ЧК Kazrost Engineering LTD и АО «КАМАЗ-Инжиниринг» в Кокшетау, ТОО Hyundai Trans Auto и ТОО Hyundai Trans Kazakhstan в Алматы, ТОО «СемАЗ» и ТОО Daewoo Bus Kazakhstan в Семее, а также ТОО «СарыаркаАвтоПром», ТОО «Машиностроительный завод МТЗ-Казахстан» и АО «Агромашхолдинг KZ» в Костанае.
У Санжара Бокаева, который выступает за отмену утильсбора, другое мнение о первом заседании рабочей группы. Он сказал, что на встрече ему не дали внятных ответов на его вопросы.
«Ни один госорган не анализировал эффективность стимулирования автопрома (о недополученных средствах от таможенных, налоговых льгот, средствах утильсбора и пр.). Представитель Минэкономики сообщил, что никаких расчётов влияния утильсбора на экономику страны ведомство не производило, представитель Минсельхоза сказал, что некомпетентен отвечать», — говорил Бокаев.
Также, по словам Бокаева, видеозапись заседания обещали предоставить позже, а экскурсии на заводы пообещали организовать снова, но без возможности вести фото- и видеосъёмку. Хотя раньше на заводы не раз привозили журналистов и блогеров, и проблем с съёмкой не было. Это правда. Рабочая группа начала рассматривать вопрос об отмене утильсбора.
«Мы согласились на все условия, но увидели спектакль, цель которого — снова заболтать тему», — подытожил инициатор петиции.
Отметим снова, что петиция за отмену утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию на сайте eOtinish набрала более 50 тысяч подписей и ее приняли на рассмотрение в правительстве.
Первое заседание комиссии по отмене утилизационного сбора не состоялось из-за запрета на видеозапись.
Важно отметить, что общественники регулярно возвращаются к вопросам утилизационного сбора, его размера и использования средств. Самые продуктивные обсуждения были в конце января 2022 года после остановки работы ТОО «Оператор РОП». В результате встреч рабочих групп в феврале было решено снизить коэффициенты, что привело к уменьшению суммы платежа на 50%.