Член Комитета по экономическим реформам и региональному развитию Мукаш Ескендиров выступил по вопросу об эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие транспорта и обеспечение государственного контроля в транспортной отрасли», передает Bizmedia.kz.
Результаты аудита охватывают множество проблемных вопросов, которые мы обсуждаем на протяжении нескольких лет. В своем выступлении я хотел бы остановиться на ряде вопросов, связанных с развитием автомобильного транспорта. В этом случае основным фактором является качество автомобильных дорог, — начал Ескендиров.
Он предложил начать со следующего. По его словам, неэффективное использование средств, выделяемых на строительство и ремонт дорог, а также затягивание сроков реализации проектов. Это традиционная практика администраторов. Это касается средств, выделяемых из государственного бюджета, Национального фонда, а также заемных денег. Каждое продление увеличивает стоимость проекта на миллиарды.
Удорожание проектов за последние четыре года составило 294 миллиарда тенге. Следствием этого является растущий государственный долг в дорожной отрасли. Сегодня мои коллеги много раз упоминали об этом, — говорит он.
Во-вторых, как он отмечает, существуют вопросы, касающиеся проектов государственно-частного партнерства. При их реализации стоимость завышается, а государство берет на себя нехарактерные и неэффективные обязательства, например, обязательства по валютным рискам. Возникает вопрос, зачем это нужно.
В-третьих, основной фактор, способствующий разрушению дорог, — это движение тяжеловесных транспортных средств с нарушением допустимой нагрузки. Автоматизированные весовые станции установлены на дорогах уже более трех лет. Измерения проводятся честно, но только 4% из них пригодны для применения в административном процессе. Остальные данные считаются некорректными. Возникают вопросы относительно таких приборов, системы и регулятора. Зачем нам такие измерительные системы и почему они не были исправлены за столько времени? — отметил он.
Кроме того, запрет на движение карьерных самосвалов по дорогам обсуждался многократно. В стране их насчитывается более 40 тысяч, но новый министр сказал, что их 60 тысяч. В результате самосвалы все еще ездят по дорогам. Возникает впечатление, что министерство боится обидеть строительные компании. Ведь перегруженные машины для них выгодны. А кто отвечает за разрушенные дороги?
В-четвертых, аудиторы систематически обращают внимание на качество содержания дорог и работу подрядчиков. Несмотря на регулярное выделение средств на содержание дорог, только половина подрядных организаций обеспечена техникой. Это указывает на недостаточный спрос на выполнение работ, — уверяет он.
В-пятых, сегодня в Казахстане действуют 17 платных участков автодорог общей протяженностью 3200 километров. За последние четыре года доходы от них составили 70 миллиардов тенге. Это хороший старт. Однако число таких дорог практически не увеличивается. На сегодняшний день за счет государственных займов ведутся работы по реализации пяти проектов общей стоимостью 1 триллион 284 миллиарда тенге. При этом сроки реализации всех проектов продлеваются. Каждое продление ведет к потере потенциальных доходов от платных участков. Также увеличивается стоимость проектов, на сегодняшний день она выросла на 57,7 миллиарда тенге.
Наконец, свободное использование бюджетных средств, недостаточный мониторинг качества работ, конфликт интересов и беспорядок в управлении отраслью — все это способствует коррупции. Президент неоднократно указывал на рост коррупции в этой сфере. За последние три с половиной года антикоррупционная служба зарегистрировала 64 коррупционных правонарушения, были разоблачены 70 человек, 38 из них осуждены. Ущерб составил 8,38 миллиарда тенге. Это только выявленные случаи. Начатая несколько лет назад цифровизация до сих пор не завершена, информационные системы не введены в эксплуатацию, данные не собираются. Такой хаос в отрасли создает благоприятные условия для реализации коррупционных схем, — уверил он.