Роман Скляр, являющийся первым заместителем премьер-министра, в большом интервью почти полностью раскрыл тему утильсбора, передает Bizmedia.kz.
По ходу интервью, ведущий спросил у Скляра, как же найти баланс между народом и властью. Он отметил, что казахстанцы хотят если не отмены утильсбора, то хотя бы его снижения.
Скляр ответил, что обрабатывающая промышленность является основой экономики любой страны. В том числе и Казахстана. Скляр заверил, что вопрос стал слишком политизированным. По его словам некоторые люди встали против своей же страны.
В настоящее время различные люди сознательно работают против собственной страны, против собственной промышленности. Они пытаются манипулировать общественным мнением, — отметил он.
Он задал риторический вопрос: Кто же главный бенефициар утильсбора? При этом Скляр отказался от идеи, что власти должны быть удобными людьми. Ведь, в конце концов, они не должны принимать только популярные решения.
Говорят, что мы не можем производить автомобили, не можем производить сельхозтехнику, это фейковые производства — прикручивают только колеса. В конце февраля 2022 года более 100 блогеров и журналистов поехали в пресс-тур по предприятиям. Они убедились, что это не так, никто не прикручивает колеса. Есть крупноузловая сборка сельхозтехники и автомобилей, есть мелкоузловая сборка», — сказал он.
Скляр отметил, что утилизационный сбор — это всего лишь косвенный налог. При этом еще раньше, до вступления Казахстана в ВТО, была на уровне 30% на автомобиль.
«Мы все покупали их, никто не возмущался, эти деньги уходят в бюджет. Вступив в ВТО, мы приняли на себя обязательства, открыли свой рынок – таможенная пошлина стала составлять 15 процентов. Однако, находясь в едином экономическом пространстве с Россией, с Беларусью, которые производят автомобили и ввели утилизационный сбор, мы не можем остаться в стороне от этого. Они ввели утилизационный сбор, мы на это также ввели 15-процентный утилизационный сбор».
Скляр также рассказал о щедрости власти, когда они выделили сразу 100 млрд тенге на льготное автокредитование. Он также заявил, что тот же утильсбор в нашей стране намного ниже, чем в России.
«Сказать, что бенефициарами утильсбора являются только автопроизводители, будет неверно. Прямым бенефициаром является государство в лице АО «Жасыл даму», структурной «дочки» Министерства экологии и природных ресурсов.
(…) К слову, утильсбор у нас в 3 раза ниже сейчас, чем в России, если брать Узбекистан, то там действует более 100 процентов таможенная пошлина, кроме утильсбора. Защита собственного рынка у Узбекистана в гораздо больших масштабах, чем у нас».
Напомним, что недавно петиция по утилизационному сбору набрала порог в 50 тысяч подписей. Сейчас уже определили, кто войдет в комиссию. Туда, кстати, попал и ее автор — Санжар Бокаев, который не раз у себя в инстаграме высказывался об утильсборе.
«Она будет рассмотрена. Однако будут соблюдены в первую очередь интересы государства. У нас чуть более 5 миллионов автомобилей при населении 20 миллионов. Почему-то никто не спрашивает тех людей, кто не имеет машин: хотите ли вы, чтобы старые автомобили здесь ездили, чтобы мы превратились в автопомойку, отменили все барьеры, регистрационный сбор на автомобили старше 3 лет? Пусть завозят 20-летние, 30-летние автомобили со всех стран, освобождают их рынок: они покупают себе новые автомобили, а у нас здесь будет все старое. Популистски я бы тоже мог сказать: «Да, конечно. Хорошо, дешевая машина». Молодой человек по достижении 18-летнего возраста за 500 долларов купит автомобиль и будет ездить, хорошо же это, наверное. А вот спросили ли у других 15 миллионов человек: хотите ли вы вдыхать выхлопы от этих автомобилей? Их голос тоже нужно услышать, поэтому министерство соответствующее решение примет».
Скляр еще раз подчеркнул, что Казахстану нужно поддерживать именно собственное производство.
«Мы должны поддерживать собственную промышленность и не оглядываться на разные лозунги. Лозунгами, как говорится, сыт не будешь», — считает он.
Также он рассказал, куда идут средства от утильсбора. Они поступают на счета в «Жасыл даму». А тратятся они открыто — идут на нужды государства и граждан.
АО «Жасыл даму» каждый год показывает это в отчетах. На эти же деньги решаются и другие задачи по обновлению отечественного автопарка, формированию отрасли по переработке отходов и развитию собственного производства.
«Вступив в ВТО, Казахстан принял на себя новые обязательства и открыл рынок. Таможенная пошлина стала 15%. При этом, находясь в едином экономическом пространстве с Российской Федерацией и с Беларусью, которые производят автомобили и ввели утилизационный сбор, мы не могли остаться в стороне от этого. Они ввели утилизационный сбор, в ответ мы также ввели данный платеж. Но тогда в Экологическом кодексе была такая норма, что частный оператор РОП управляет средствами, которые приходят от данного косвенного налога. Ситуацию исправили в 2022 году, сейчас прямым бенефициаром является государство в лице АО «Жасыл даму» Министерства экологии и природных ресур…
Наряду с этим на финансирование обрабатывающей отрасли предусмотрено 265 млрд тенге, в том числе: 185 млрд – на строительство заводов по переработке отходов, 50 млрд тенге – на обновление основных средств МЧС РК, 15 млрд – на лизинг автобусов, 10 млрд – на приобретение противопожарной техники для лесных учреждений и природоохранных организаций.