С 23 по 31 мая Казахстан посетила миссия МВФ. По завершению визита подготовлено финальное заявление, содержащее анализ текущего финансово-экономического состояния страны, а также ключевые выводы и рекомендации, передает Bizmedia.kz.
Экономика Казахстана, по мнению миссии, демонстрирует устойчивость. Среди возможных факторов роста, которые могут улучшить прогноз МВФ, выделены повышение нефтяных цен и увеличение инвестиций в приоритетные отрасли. К рискам относятся низкие темпы роста стран-партнеров, инфляционное давление и возможные последствия паводков.
Эксперты МВФ отметили снижение инфляции в апреле 2024 года и предполагают её уменьшение до 8% к концу года. Отмечается важность жесткой денежно-кредитной политики для достижения целевого уровня инфляции, установленного Национальным Банком. Миссия положительно оценила приверженность Нацбанка инфляционному таргетированию и необходимость дальнейшего укрепления его независимости.
Следующий визит миссии МВФ по статье IV пройдет в сентябре 2024 года.
Отчеты МВФ
- Экономика и финансовый сектор Казахстана остаются устойчивыми, но существуют значительные риски снижения прогноза.
- Денежно-кредитная политика должна оставаться жесткой, пока инфляция не приблизится к целевому уровню. Ожидается, что фискальная позиция ужесточится в этом году, и необходимы реформы для повышения доверия к фискальной политике. Должна быть разработана надежная система разрешения банковских проблем и способность к макропруденциальной политике.
- Ускорение структурных и климатических реформ необходимо для повышения будущего экономического роста и диверсификации.
Группа сотрудников Международного валютного фонда (МВФ) во главе с Николя Бланшером посетила Казахстан 23-31 мая 2024 года для обсуждения последних экономических событий, экономических перспектив и рисков, приоритетов политики и поддержки развития потенциала со стороны МВФ. Г-н Бланшер выступил со следующим заявлением:
«Экономика Казахстана остается устойчивой. Реальный ВВП вырос на 5,1 процента в 2023 году, а инфляция снизилась до 8,7 процента в апреле 2024 года, в том числе в результате снижения мировых цен на продовольствие и осторожной денежно-кредитной политики. По прогнозам, в 2024 году темпы роста снизятся примерно до 3,5 процента, чему будет способствовать активная деятельность в обрабатывающей промышленности, строительстве и сфере услуг, а инфляция к концу года приблизится к 8 процентам. Финансовый сектор поддерживает высокий уровень капитала и ликвидности на фоне активного роста кредитования, особенно потребительского. Ожидается, что дефицит счета текущих операций сократится до 3 процентов ВВП в 2024 году. В среднесрочной перспективе рост ненефтяного ВВП будет находиться в диапазоне 3-3½ процента, что соответствует его предполагаемому потенциалу, а дефицит счета текущих операций сохранится из-за снижения цен на нефть.
Понижательные риски для прогноза остаются значительными. Внешние риски включают более медленные, чем прогнозировалось, темпы роста торговых партнеров или более высокое давление импортируемой инфляции; негативные последствия войны на Украине через каналы торговли, иностранных инвестиций и обменного курса; более низкие, чем прогнозировалось, цены на нефть; вторичные санкции, связанные с операциями с Россией, несмотря на продолжающиеся усилия властей по предотвращению любых обходов этих санкций. Внутренние риски включают последствия недавних наводнений; инфляционное давление (например, в результате повышения тарифов на энергоносители и коммунальные услуги), которое может привести к росту социальной напряженности и задержке реализации реформ. Повышательные риски включают рост цен на нефть и более высокие, чем ожидалось, иностранные инвестиции в новые сектора (например, в критически важные минералы, «зеленую» энергетику или информационные технологии).
«Денежно-кредитная политика была достаточно жесткой и должна оставаться таковой до тех пор, пока инфляция не приблизится к целевому уровню в 5 процентов. Национальный банк Казахстана снизил учетную ставку до 14,5 процента 31 мая 2024 года. Возможности для дальнейшего снижения ставки ограничены высоким внутренним спросом и перспективой дальнейшего повышения тарифов на энергоносители и коммунальные услуги. В целом, приверженность НБК таргетированию инфляции заслуживает одобрения, но дальнейшие усилия по повышению его институциональной независимости и эффективности денежно-кредитной трансмиссии пойдут на пользу.
В 2024 году ожидается ужесточение фискальной политики, а для повышения доверия к ней по-прежнему необходимы реформы. В 2023 году фискальная политика была экспансивной, при этом структурный ненефтяной дефицит увеличился примерно с 8 до 8,7 процента ВВП из-за значительного роста расходов. В 2024 году, несмотря на то, что бюджет предусматривает более жесткую бюджетную политику, дефицит доходов в начале 2024 года и необходимость преодоления последствий недавних наводнений могут затруднить достижение этой цели. Для повышения доверия к среднесрочным бюджетным обязательствам готовящийся новый бюджетный кодекс должен усилить фискальные правила, установив строгие оговорки и исключив любые дискреционные трансферты из Национального фонда Республики Казахстан. Предстоящее введение нового налогового кодекса дает возможность увеличить ненефтяные доходы, и миссия рекомендует повысить ставку налога на добавленную стоимость и ускорить отмену обременительных налоговых льгот.
«Для сохранения устойчивости и прочности банковского сектора Казахстана необходимо укрепить механизм урегулирования банковских проблем и потенциал макропруденциальной политики. Миссия приветствовала недавний прогресс в укреплении независимости Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) и усилении консолидированного надзора и надзора за операциями со связанными сторонами в соответствии с рекомендациями FSAP на 2023 год. Ключевыми приоритетами на будущее являются развитие надежной системы урегулирования банковских проблем и потенциала АПРФМ, а также укрепление мандата НБК в области макропруденциальной политики, в том числе в координации с членами Совета по финансовой стабильности.
Ускорение структурных и климатических реформ по-прежнему необходимо для обеспечения будущего экономического роста и диверсификации. Недавно принятый указ о либерализации экономики определяет важные цели и шаги по снижению роли государства и усилению конкуренции в экономике, и его своевременная реализация позволит добиться значительного прогресса. Выполнение климатических целей и обязательств Казахстана также потребует решительных усилий и стимулов для продвижения «зеленых» источников энергии и декарбонизации, в том числе путем продолжения корректировки тарифов на энергоносители, улучшения функционирования системы торговли квотами на выбросы и модернизации энергетической инфраструктуры.