Сенатор Бибигуль Жексенбай сегодня в сенате отметила, что в стране должны создать более эффективную систему контроля и управления археологическими работами, передает Bizmedia.kz.
По словам сенатора, весеннее наводнение стало тяжелым испытанием для всего народа Казахстана. Природная катастрофа затронула различные сферы и привела к тяжелым последствиям, масштаб которых еще не полностью оценен.
В данном депутатском запросе речь идет о судьбе археологических объектов, расположенных в зоне наводнения. Угроза утраты значительной части исторического и культурного наследия требует оперативных действий в соответствии со статьей 50 Закона Республики Казахстан «О гражданской защите», предусматривающей мероприятия по сохранению культурных ценностей, — отметила она.
Как отмечает Жексенбай, необходимо разработать отраслевую программу оперативных действий по защите и сохранению объектов исторического и культурного наследия после наводнения, которая должна включать следующие меры:
- Определение зон археологических памятников, пострадавших от наводнения.
- Формирование экспедиции для оценки состояния археологических памятников и других объектов исторического и культурного наследия.
- Составление списка объектов исторического и культурного наследия, пострадавших от наводнения.
- Проведение аварийно-спасательных работ на памятниках, состояние которых оценивается как чрезвычайное.
- Привлечение только лицензированных профессиональных организаций к археологическим спасательным работам с учетом требований Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Президент Касым-Жомарт Токаев на третьем заседании Национального курултая заявил, что необходимо навести порядок в археологической сфере для сохранения нашего богатого исторического и культурного наследия. В стране не хватает профессиональных археологов, и существует много нерешенных вопросов в выдаче лицензий на проведение археологических раскопок.
По ее словам, за последние 20 лет из-за недостаточного законодательства и его несоответствия были разграблены многие археологические объекты. Недавно пастухи в Талдыкорганской области опубликовали в социальных сетях фотографии изрытых пастбищ, где животные попадали в ямы, вырытые искателями золота. Жители Восточного Казахстана сообщили, что в Шиликтинской долине грабители разрушают курганы, где был найден «Золотой человек».
Президент отметил, что сомнительные лица захватили казахстанскую археологию, выдавая ложные научные заключения о том, что отдельные земельные участки не имеют исторической или археологической ценности, — заверила Жексенбай.
Она отмечает, что на сегодняшний день в Казахстане отсутствует четко определенная археологическая зона, и исследовательское время не ограничено. Количество лиц и организаций с низкой или отсутствующей профессиональной квалификацией, имеющих лицензии, варьируется от 60 до 100 по официальным и неофициальным данным. Специалисты утверждают, что они действуют бесконтрольно и не отчитываются никому.
Поэтому она выступила с просьбой к правительству:
- Создать карту археологических памятников и ускорить процесс цифровизации, собрав отчеты о всех проведенных и текущих археологических исследованиях и раскопках для общественного контроля в рамках бюджетной отчетности.
- Активно заняться дипломатической и международно-правовой работой по сбору исторических артефактов в ближнем и дальнем зарубежье.
- Разработать процедуру выдачи лицензий с точным указанием объектов и сроков для проведения археологических раскопок.
- Координировать работы по защите исторических и культурных памятников, уделяя особое внимание борьбе с вандализмом и ужесточению наказания за контрабанду артефактов.
- Создать механизмы для восстановления археологических объектов под открытым небом, включая строительство музеев или туристических комплексов на местах раскопок, и держать такие объекты под строгим контролем.
Уважаемый Олжас Абайулы, прошу Вас предоставить полный письменный ответ по поднятым вопросам, — подытожила сенатор.