Опубликованная на государственном портале ePetition петиция «Народ Казахстана против утильсбора и первичной регистрации» набрала 50 тысяч подписей, сообщает Bizmedia.kz.
На данный момент обращение к Министерству промышленности и строительства получило 50 125 подтверждённых ЭЦП подписей и почти 400 тысяч просмотров. Количество подписей достаточно для пересмотра вопроса в госорганах.
Прошло более восьми лет с момента введения утилизационных и регистрационных сборов на транспорт. Это вызвало рост цен на все, связанное с транспортом и механизацией, такие как грузоперевозки, услуги механизации, общественный транспорт, продукты питания, товары народного потребления и жилье, по словам авторов петиции.
С 2016 по 2024 год средний возраст автомобилей вырос с 12 до 22 лет, а российские и белорусские производители вышли на казахстанский рынок сельхозпродукции. Местные земледельцы не могут конкурировать и многие из них на грани банкротства, что приводит к оттоку людей из северных аграрных районов.
«Колоссальные средства ушли на создание несуществующей системы утилизации, развитие олигархического автопрома, списанные госкредиты, обанкротившиеся проекты, отвлечения средств Нацфонда. Потери намного превышают стоимость нескольких полноценных автозаводов. Ни одно из обещаний не выполнено. Оператор РОП – АО «Жасыл Даму» – нарушает условия экологического кодекса: собирают деньги авансом, а обязательства не выполняют. С требованием снизить ставки утильсбора и первичной регистрации выступили депутаты мажилиса и сената», – говорится в петиции.
Казахстанцы считают, что энтузиазм министерства обоснован только обещаниями производителей, которые так и не создали конкурентоспособный автопром.
«Мы требуем признать проблему и внести письма в Министерство экологии о снижении ставки утильсбора на легковые авто до 100 тысяч тенге и на остальные категории до 0 тенге, отменить утильсбор на сельхозтехнику; внести письма в Миннацэкономики и финансов о снижении ставок за первичную регистрацию транспорта до 0,25 МРП», – требуют авторы петиции.
Накануне министра промышленности и строительства Каната Шарлапаева спросили, действительно ли он выступает за интересы автопроизводителей, поэтому он отказался отменить утилизационный сбор в Казахстане. Шарлапаев отметил, что этот разговор будет полезен некоторым людям. Он заявил, что многие инициаторы отмены утилизационного сбора занимаются перепродажей автомобилей в других странах. Министр подчеркнул, что это люди, которые зарабатывают на продаже, и их вклад в экономику отличается от их вклада в индустриальное развитие страны.
Шарлапаев заявил, что он встречался с представителями тех, кто выступает за отмену утилизационного сбора. Обсуждение показало, что отмена может оказать негативное влияние на промышленность, где работают многие люди. Кроме того, министр подчеркнул, что 49 200 человек подписали петицию об отмене утилизационного сбора, но примерно столько же занято на предприятиях, производящих автомобили и сельхозтехнику.
Министр призвал к взвешенному подходу к решению этого вопроса, поскольку он считает, что интересы перепродавцов не должны быть выше интересов работников заводов. Шарлапаев подчеркнул, что пока не рассматривается возможность пересмотра утилизационного сбора.