В Казахстане вводят электронные паспорта для автотранспорта. По приказу министра промышленности и строительства от 23 апреля 2024 года, утверждены правила для ведения электронных паспортов транспортных средств и самоходных машин. Приказ вступает в силу с 10 мая 2024 года. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
Электронные паспорта
Электронные паспорта будут выдаваться для транспортных средств и техники, принадлежащих как казахстанским, так и иностранным юридическим и физическим лицам, а также лицам без гражданства, которые подлежат государственной регистрации.
Участники системы электронных паспортов:
- администраторы систем;
- национальный оператор системы;
- производители транспортных средств, включая организации за сборочное производство, уполномоченные на оформление электронных паспортов, внесенные в единый реестр;
- уполномоченный орган;
- Евразийская экономическая комиссия;
- государственные органы по безопасности дорожного движения, таможенному делу, госрегистрации техники;
- операторы обязательств производителей (импортеров);
- владельцы транспортных средств;
- иные заинтересованные в получении информации из электронных паспортов.
Электронные паспорта выдаются через системы электронных паспортов:
- организацией-изготовителем для транспортных средств (шасси), самоходных машин и другой техники, произведенной этой организацией после введения электронных паспортов;
- уполномоченным органом или организацией по отношению к:
- индивидуальным транспортным средствам;
- транспортным средствам, ввозимым в Евразийский экономический союз на срок более 12 месяцев;
- транспортным средствам, ставшим собственностью;
- транспортным средствам с взысканием, ввозимым в Евразийский экономический союз;
- транспортным средствам, произведенным в Евразийском экономическом союзе организацией, не входящей в единый реестр, по положениям законодательства;
- транспортным средствам и технике, выпущенным до начала применения электронных паспортов.
Уникальный номер
Уникальный номер электронного паспорта, состоящий из 15 знаков, формируется в системе электронных паспортов. Он присваивается после того, как уполномоченный орган или организация-изготовитель заполняет все поля и подтверждает сведения электронной подписью, а также после проверки в системе.
Если при проверке обнаруживается несоответствие данных транспортного средства, номер не присваивается. Процесс присвоения номера для транспортного средства не должен занимать более 24 часов после заполнения и подтверждения всех данных ЭЦП.
Срок отправки администратору системы электронных паспортов заявлений об изменениях в электронные паспорта транспортных средств уполномоченным органом не должен превышать 24 часа после регистрации.
После присвоения уникального номера и получения сведений о выпуске товара и обязательствах производителя при первичной регистрации, транспортное средство получает статус «действующий». Национальный оператор системы электронных паспортов также вносит в паспорта данные о первом владельце на основании информации от производителей или уполномоченного органа.
Еще важное
Также национальный оператор или уполномоченный орган включают в электронные паспорта данные о вторых и последующих владельцах транспортных средств (шасси, машины) согласно порядку, основанному на договорных отношениях с участниками. Дополнительно, в паспорта добавляются сведения о техосмотре, полученные через взаимодействие с единой системой техосмотра. В паспорта также вносят информацию об ограничениях (обременениях) на транспортные средства, согласованные на основе информационного взаимодействия, предоставленные:
- залогодателями и залогодержателями (финансовые и микрофинансовые организации) по транспортным средствам в залоге или лизинге, с подтверждением сделки согласно условиям залогового документа;
- судебными исполнителями по транспортным средствам, на которые наложен арест в исполнительном производстве;
- государственными органами, в соответствии с законодательством, на основе соглашений с национальным оператором системы электронных паспортов о взаимодействии.
Предусматривается, что национальный оператор или уполномоченный орган добавят в электронные паспорта сведения о дорожно-транспортных происшествиях, полученные через информационное взаимодействие с госорганом по безопасности дорожного движения.
Участникам системы на договорной основе предоставляется доступ к данным в электронных паспортах транспортных средств и машин, а также к сервисам системы в объеме, определяемом национальным оператором, если иное не предусмотрено порядком. Отмечается, что в паспорта транспортных средств со статусами «аннулированный», «утилизированный» и «погашенный» дополнительные сведения вноситься не будут.
Также хотим напомнить, вчера стало известно, что казахстанцы смогут контролировать строительство дорог республиканского значения. Для этого Министерство транспорта и «КазАвтоЖол» запускают проект «Народный контроль» для контроля качества автодорог.
Детали
С 29 апреля 2024 года стартует проект по улучшению дорог республиканского значения, запущенный Минтрансом Казахстана и АО «НК «КазАвтоЖол». Проект призван объединить усилия всех заинтересованных сторон для улучшения качества дорог в стране.
«Народный контроль» дает возможность каждому казахстанцу принять участие в контроле за строительством дорог. Минтранс будет оперативно решать вопросы, выявленные участниками. Чтобы присоединиться, нужно позвонить на 1403, зарегистрироваться, указав ФИО, контакты и место жительства.
Информацию о проверках можно найти на сайте www.qaj.kz. Проект «Народный контроль» целит в повышение безопасности и качества дорожного движения.