12 апреля отмечается как профессиональный праздник работников науки в Казахстане. В этот год, по случаю 65-летия с момента основания, Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт проведет конкурс «Лучшая инновационная разработка в сфере дорожного строительства в Республике Казахстан», сообщает Bizmedia.kz.
В Астане состоялся заключительный этап данного конкурса, на котором выдающиеся эксперты и специалисты отобрали победителей из представленных проектов. Принимать участие в конкурсе решили 40 инноваторов, включая как начинающих научных работников, так и устоявшихся ученых, а также целые научные группы. К финальной оценке жюри допустили 9 наиболее выдающихся идей, сосредоточенных на решении вопросов экологии, безопасности дорожного движения и строительства в условиях, характерных для разнообразного климата и геологии Казахстана.
Этот конкурс создан с целью оказания поддержки как научному сегменту населения республики, так и сфере транспорта и дорожного строительства.
В комиссию конкурса были приглашены известные личности, включая профессора и академика Национальной инженерной академии РК, члена Международной академии космических наук и Российской академии космонавтики А.Калыбая, Г.Еспаева — первого проректора Института автомобильных и дорожных наук им. Л.Б.Гончарова, академика Международной транспортной академии А.Бекова, Б.Баймагамбетова — президента ассоциации дорожников, А.Джалаирова — доктора технических наук, Ж.Игембаева из Управления науки и качества комитета по автодорогам Минтранса РК, а также А.Мендецкого — управляющего директора компании QazReagent.
Как отметили организаторы конкурса, представленные проекты будут рассмотрены для внедрения или экспериментального тестирования в секторе дорожного строительства Казахстана, а создатели лучших из них также получат значительные денежные премии.
«На этапе предварительного отбора были отмечены проекты, которые особенно актуальны для развития дорожной индустрии нашей страны. Особое внимание было уделено инновационным «зеленым» технологиям и подходам, предлагающим решения для увеличения срока службы дорожного полотна. Учитывая просторы Казахстана и разнообразие его климатических условий, а также сложность в строительстве дорог в западной части страны из-за недостатка каменных ресурсов, идеи, предлагающие новые методы и подходы, представляют особенную ценность», — разъяснила А.Алибаева, президент АО «КаздорНИИ».
По решению судей первенство было отдано уникальному проекту от А.Акбердина и Р.Султангазиева. Этот проект, затрагивающий переработку металлургических отходов в экологически чистый щебень для строительства дорог, вызвал особенный интерес среди экспертов. Это открытие представляется крайне важным для снижения экологической нагрузки в Казахстане, особенно в западных его областях, где проблема переработки отходов стоит особенно остро. Второе место заслужила работа профессора из КазАДИ А.Киялбаева, направленная на совершенствование карты районирования по снегозаносам, что тоже имеет большое значение для безопасности дорожного движения. Третье место присвоили проекту Д.Мулдашева за создание инновационных строительных материалов. На мероприятие пришло более 70 профессионалов различных сфер, что стало площадкой для обсуждения передовых разработок и поиска будущих партнерств. Сессия общения после вручения наград предоставила отличную возможность для обмена идеями и знаниями между участниками.
Инициатива Института «КаздорНИИ» получила одобрение со стороны высокопоставленных представителей научного сообщества и Г. Утембаева, занявшего должность заместителя председателя по вопросам дорожного хозяйства. Нельзя не отметить, что данное мероприятие состоялось благодаря финансовой поддержке местных предприятий, включая ТОО QazReagent и фирму «СпецТрейдТМ».
Ожидается, что к концу 2024 году будут полностью завершены важнейшие автодорожные работы, согласно последним анонсам Министерства транспорта Республики Казахстан.
В рамках модернизации предполагается преобразование более чем трех тысяч километров автодорог, с особым акцентом на ключевых направлениях: между городами Караганда и Алматы, Атырау и Астрахань, Актобе и Кандыагаш, а также Талдыкорган и Усть-Каменогорск, что обеспечит их скорейшее завершение.