В казахстанском Костанае, который находится всего в 160 километрах от границы с Россией, скоро начнутся сборочные работы автомобилей Skoda на предприятии Allur. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
Принимая во внимание необходимость уплаты утильсбора в России в размере 300,6 тысяч рублей и различия в ставках НДС между двумя странами (20% в РФ против 12% в РК, что составляет примерно 160 тысяч рублей), казахстанские автомобили Skoda могут успешно конкурировать на российском рынке с продукцией из Китая, пишет портал 74.ru.
Несмотря на то что Skoda принципиально отказывается поставлять автомобили напрямую в Россию, российский авторынок по объемам в пять раз превосходит казахстанский, что может спровоцировать неофициальный перепоток товаров и повлиять на баланс спроса и предложения в самом Казахстане. Как Skoda планирует решить эту проблему, пока остается непонятно.
В анонсе, посвященном открытию производства в Казахстане, Skoda особо подчеркивала важность и перспективность казахстанского рынка. О возможностях экспорта в Россию речь не шла. В последнее время рынок Казахстана, хотя и был меньше российского, показал впечатляющий рост в 2023 году — продажи новых автомобилей увеличились на 60%, достигнув 199 тысяч единиц, часть из которых, вероятно, была перепродана в Россию.
По прогнозам Казахстанского автомобильного союза, в 2024 году ожидается дальнейший рост рынка на 10–15%. Среди лидеров продаж в Казахстане находятся марки, знакомые и популярные и на российском рынке, такие как Hyundai, Chevrolet и Kia, некоторые модели которых также собирает компания Allure в Костанае.
Немного статистики
Завершим, что по итогам 2023 года среди пяти крупнейших автопроизводителей СНГ впервые появились две компании из Казахстана — Allur с объемом производства 82,8 тысяч автомобилей и Hyundai Trans Almaty, выпустившая 46,1 тысячи машин. Лидерство занял узбекский UzAuto Motors с результатом в 395 тысяч авто, переместив на второе место российский «АВТОВАЗ» с 374 тысячами машин.
Важно отметить, что всего два года назад весь список десяти крупнейших производителей легковых автомобилей в СНГ состоял из российских компаний, однако после начала военных действий в Украине многие западные автоконцерны приостановили работу своих заводов в РФ.