С начала 29 марта 2024 года, по решению Агентства по регулированию и развитию финансового рынка были внесены значительные изменения в законодательные акты, касающиеся порядка работы банков и организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги в Республике Казахстан. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
Согласно новым правилам, теперь микрофинансовым учреждениям не разрешается требовать от клиентов копии документов, подтверждающих их личность, при оформлении всех необходимых бумаг для получения микрокредита.
Более того, перед тем как принять решение о выдаче кредита, банки и микрофинансовые организации должны проверить кредитную историю заемщика на предмет наличия информации о его предварительном отказе от кредитных услуг.
Дополнительно было введено ограничение для микрофинансовых организаций на подачу в нотариальные конторы заявлений о выдаче исполнительных надписей для взимания долгов по договорам микрокредитования вне региона проживания должника, указанного в договоре.
Подать заявку на добровольный отказ от получения кредитов можно в мобильном приложении eGov mobile и на портале eGov.kz
Все граждане Казахстана имеют возможность добровольно запретить выдачу себе кредитов и микрозаймов. Для этой цели необходимо подать соответствующее заявление через мобильное приложение eGov mobile или через веб-портал eGov.kz. Оформить заявку на такую услугу может исключительно сам заявитель. После установки, запрет на получение кредитов и микрозаймов действует в течение полугода и автоматически прекращается по истечении этого периода. Однако гражданин может отозвать ограничения досрочно, подав заявку на прекращение данной услуги.
Стать участником данного сервиса можно также на сайте Первого кредитного бюро, но уже на платной основе. Сервис на портале Электронного правительства проводит проверку на наличие ранее поданной заявки в системе ПКБ, чтобы избежать дублирования. Если заявка в ПКБ отсутствует, пользователь может подать новую. В случае желания прекратить действие ограничений, гражданин также может инициировать процедуру их отмены.
Для удобства пользователей функционал сервиса встроен в мобильное приложение eGov mobile и доступен на главной странице в разделе «Популярные услуги». Аналогичный сервис представлен и на портале eGov.kz, в разделе, посвященном вопросам для граждан в области таможни, налогов, экономики и финансов.
Информация о поданных и обработанных заявках на кредиты доступна в личном кабинете на сайте Первого кредитного бюро. Этот сервис был реализован благодаря совместной работе Комитета государственных услуг Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, Первого кредитного бюро и АО «Национальные информационные технологии».