В марте в Китае производственная активность впервые за шесть месяцев продемонстрировала рост, согласно официальному обзору фабрик, опубликованному в воскресенье. Это приносит некоторое облегчение политикам, несмотря на непрекращающееся давление со стороны кризиса в секторе недвижимости на экономику и доверие. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
Официальный индекс менеджеров по закупкам (PMI) вырос в марте до 50,8, по сравнению с февралем, когда он составлял 49,1, превысив показатель 50, который отделяет рост от сокращения. Это также превзошло медианный прогноз в опросе Reuters, который составлял 49,9.
Хотя темпы роста оказались умеренными, это самый высокий показатель PMI с марта прошлого года, когда ограничения, связанные с COVID-19, начали постепенно сниматься.
«По данным, спрос и предложение на внутреннем рынке улучшились, уровень доверия домовладельцев и бизнеса восстанавливается, и готовность к потреблению и инвестициям растет», — отметил аналитик банка China Everbright, Чжоу Маохуа.
Новые экспортные заказы также возросли, прервав 11-месячный спад, хотя уровень занятости продолжал сокращаться, хоть и с меньшей скоростью, согласно данным PMI.
Эти благоприятные показатели свидетельствуют о том, что вторая крупнейшая экономика мира постепенно восстанавливается, и аналитики начинают пересматривать вверх свои прогнозы роста на текущий год.
Однако, политики продолжают бороться с постоянной экономической неопределенностью с момента отмены ограничений COVID в конце 2022 года, особенно в контексте углубляющегося кризиса в сфере недвижимости, роста долгов местных властей и снижения мирового спроса.
«Данные за март показывают, что экономика готовится к сильному завершению первого квартала», — говорится в отчете консультационной фирмы China Beige Book, опубликованном на прошлой неделе. «Наемные работники демонстрируют самый продолжительный период улучшения с конца 2020 года, и производственная активность, а также розничная торговля, увеличиваются».
Тем не менее, глубокий спад в секторе недвижимости остается главным ограничивающим фактором, проверяя стабильность местных властей и балансы государственных банков с высоким уровнем задолженности.
Официальный индекс PMI для непроизводственного сектора, включая услуги и строительство, также вырос до 53 в марте, с 51,4 в феврале, достигнув самого высокого уровня с сентября.
Премьер-министр Ли Цянь недавно на ежегодном заседании Всекитайского собрания народных представителей, заявил о цели экономического роста на 2024 год — около 5%. Однако аналитики отмечают, что для достижения этой цели политикам потребуется принять дополнительные стимулы, учитывая невозможность рассчитывать на низкий уровень базы данных за 2022 год, который способствовал улучшению показателей роста в 2023 году.
Citi в четверг повысил свой прогноз роста экономики Китая на текущий год до 5,0%, с 4,6%, ссылаясь на «позитивные данные и принятые меры политики».
1 марта кабинет министров Китая утвердил план по стимулированию модернизации оборудования и потребительских продаж. Глава государственного планирования страны ранее в этом месяце заявил на пресс-конференции, что этот план может стимулировать рыночный спрос на сумму более 5 триллионов юаней в год.
Многие аналитики выражают опасения, что Китай в конце этого десятилетия может столкнуться со стагнацией, аналогичной японской, если политики не примут меры по переориентации экономики на потребление и рыночное распределение ресурсов, а также не будут инвестировать в инфраструктуру, как это было сделано ранее.