Год спустя после банковского кризиса, который нанес тяжелый удар по Credit Suisse, власти все еще размышляют о способах устранения уязвимостей кредиторов — в том числе в Швейцарии. Поглощение банка конкурентом UBS привело к созданию гигантской компании, передает Bizmedia.kz.
Спасение Credit Suisse при поддержке швейцарского правительства и спасение американских банков в марте 2023 года немедленно прекратили кризис, который был вызван малоизвестным американским региональным кредитором — Silicon Valley Bank.
Однако органы надзора и законодатели только начинают обсуждать, как банки могут более эффективно противодействовать Bank Run и нуждаются ли в более легком доступе к наличным средствам в чрезвычайных ситуациях.
Недавно ведущая мировая финансовая организация предупредила Швейцарию о необходимости ужесточить банковский контроль, подчеркнув риск, который может случиться при крахе UBS — одного из крупнейших банков мира.
«Банковская система не обезопасилась», — отметила профессор Стэнфордской школы бизнеса Анат Адмати, соавтор книги «Новая одежда банкиров: что не так с банковским делом и что с этим делать». «Глобальные банки все еще представляют угрозу», — подчеркнула она.
Правила, введенные после финансового кризиса 2008 года, мало что сделали для предотвращения прошлогоднего краха, когда клиенты массово выводили наличные из банков.
Одним из критических недостатков, выявившихся в прошлом году, стало недостаточное требование банков к ликвидности. В Credit Suisse миллиарды долларов вкладчики вытащили из банка за считанные дни, что привело к потере значительных резервов наличности.
После финансового кризиса 2008 года введенный коэффициент покрытия ликвидности (LCR) стал важным показателем способности банков обеспечить потребности в наличности.
LCR требует, чтобы у банков было достаточное количество активов, которые можно конвертировать в наличные в течение 30 дней для преодоления стресса ликвидности.
В Европе обсуждается идея сокращения срока оценки стресса для уточнения буферов, которые могут понадобиться банкам в более короткий период, возможно, одна или две недели. Этот ход отражает инициативы исполняющего обязанности Контролера валюты США Майкла Хсу, который высказывался за внедрение нового коэффициента для оценки стресса — в течение пяти дней.
Если такие меры будут приняты, банки будут обязаны иметь более высокий уровень ликвидных активов и размещать больше активов в центральных банках, по словам Андреса Портильи, управляющего директора по регулированию в Институте Международных Финансов — вашингтонской лоббистской группе банков.
В итоге финансирование может стать дороже.
В Европе общие изменения, вероятно, произойдут только в следующем году, поскольку банки все еще работают над окончательной реализацией правил, установленных после финансового кризиса, Базеля III. Эти правила потребуют от банков резервировать больше капитала, как сообщил источник агентству Reuters.
В свете опасений, что резкое увеличение оттока средств может подвергнуть риску другой банк, Европейский Центральный Банк усиливает проверку ликвидности отдельных банков, как сообщил другой источник агентству Reuters, знакомый с ходом обсуждений.
Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) отказался давать комментарии по данной статье. После спасения Credit Suisse он выделил контроль за ликвидностью как одну из приоритетных задач.
БАНКОВСКИЙ ГИГАНТ
В Швейцарии регуляторы обсуждают вопрос о том, как сделать экстренные кредиты более доступными. При получении займа от центральных банков кредиторы должны предоставить активы в залог, которые могут быть легко оценены и проданы на финансовых рынках.
Это мера защиты налогоплательщиков в случае невозврата долга кредитором.
Когда Credit Suisse столкнулся с небывалым оттоком средств, у кредитора не оказалось достаточного количества ценных бумаг, чтобы предоставить их в залог Швейцарскому национальному банку (ШНБ). Это заставило центральный банк выделить наличные средства для поддержки кредитора в трудной ситуации без обеспечения.
Группа экспертов рекомендовала ШНБ включить в активы для обеспечения более широкий спектр ценностей, включая корпоративные кредиты и кредиты, обеспеченные ценными бумагами.
Банк заявил, что список допустимых залогов пересматривается регулярно и формируется в сотрудничестве с банками.
Представитель UBS отказался от комментариев.
Большой баланс UBS, превышающий 1,6 триллиона долларов, почти вдвое превосходит экономику Швейцарии, что заставляет страну пересмотреть свои правила для «слишком крупного, чтобы обанкротиться» — нормативные акты, которые предусматривают дисциплинарные меры в отношении системообразующих банков.
«Все национальные и глобальные системообразующие банки стали государственно-частными партнерствами. Ни одно правительство не может позволить себе рисковать их стабильностью», — отмечает Питер Ханн, заслуженный профессор банковского дела и финансов Лондонского института банковского дела и финансов.
Ожидается, что правительство Швейцарии опубликует отчет в следующем месяце. Некоторые аналитики предупреждают, что в нем могут быть установлены строгие требования к капиталу UBS.
Главный исполнительный директор UBS, Серджио Эрмотти, заявил на этой неделе, что исключать подобную возможность нельзя.
«Мы временно уладили проблему. Однако наше решение является лишь поверхностным. Оно лишь заложило основу для возникновения более серьезной проблемы в будущем», — отметил профессор экономики Женевского института международных исследований и развития, бывший член наблюдательного совета Швейцарского национального банка, Седрик Тилле.
«UBS стал слишком крупным, чтобы его можно было спасти».
Для предотвращения повторения событий 2023 года ЕЦБ попросил некоторых кредиторов отслеживать социальные сети для выявления ранних признаков «бегства» клиентов из банков. К концу года мировые финансовые регуляторы должны представить «глубокий анализ» того, как социальные сети могут ускорить отток вкладов.
«Отток средств происходит не за месяц, а за несколько часов», — отмечает Ксавье Вивес, профессор экономики и финансов бизнес-школы IESE в Барселоне. «Необходимо внести изменения в регулирование».