Посадочный модуль на Луну под названием «Одиссей» продолжает свою миссию, несмотря на то, что после посадки он упал на бок, став первым частным космическим аппаратом, достигшим лунной поверхности с момента 1972 года. Эту информацию представила компания-разработчик в пятницу, передает Bizmedia.kz.
Intuitive Machines из Хьюстона также объявила, что отказ лазерного дальномера произошел из-за человеческой ошибки, но инженеры обнаружили проблему за несколько часов до посадки и смогли оперативно исправить ситуацию, предотвратив аварию.
Хотя «Одиссей» благополучно достиг поверхности Луны в четверг, анализ данных показал, что аппарат упал из-за того, что его посадочная «нога» зацепилась за неровности лунного рельефа в конце посадки. Генеральный директор Стивен Алтемус отметил, что это привело к тому, что модуль опрокинулся и лег боком, опираясь на камень.
Однако все указывает на то, что Одиссей «устойчив вблизи или на предполагаемом месте посадки», недалеко от кратера Малаперт А в районе южного полюса Луны, как рассказал Алтемус журналистам. Мы поддерживаем связь с аппаратом, и операторы управления миссией передают ему команды.
Мы также работаем над получением первых фотографий лунной поверхности с места посадки. В кратком отчете о состоянии миссии, опубликованном на сайте компании ранее в пятницу, говорилось, что Одиссей «жив и здоров».
В четверг, незадолго до посадки, компания сообщила, что радиосигналы показывают, что Одиссей, шестиугольный цилиндр высотой 13 футов, приземлился вертикально. Однако, Алтемус отметил, что это неверное заключение основано на телеметрии, полученной до посадки.
МИНУСЫ БОКОВОЙ ПОСАДКИ
Хотя боковое положение аппарата далеко от идеального, представители компании заявили, что все кроме одной из шести научно-технических полезных нагрузок НАСА были установлены на тех частях аппарата, которые остались открытыми и доступными для связи, что, по их мнению, представляет значительную пользу.
«Мы уверены, что сможем удовлетворить все потребности и коммерческие запросы,» — подчеркнул Алтемус. Однако две антенны космического аппарата были направлены на поверхность, ограничивая связь с посадочным модулем, по словам Альтемуса.
Также вызывает сомнения функциональность солнечной батареи на верхней части «Одиссея», которая теперь направлена в неправильную сторону, однако, по его словам, вторая панель на боковой стороне космического корабля, кажется, находится в рабочем состоянии, а батареи корабля были полностью заряжены.
Роботизированное космическое судно достигло лунной поверхности в четверг после напряженного сближения и спуска, в ходе которого возникли проблемы с навигационной системой, требуя от земных диспетчеров использовать непроверенный маршрут, чтобы избежать катастрофической посадки.
По словам Алтемуса, оригинальные дальномеры с лазерным питанием вышли из строя из-за того, что инженеры Космического центра НАСА в Кеннеди на Флориде неосмотрительно не разблокировали предохранительный выключатель перед запуском шасси в космос в прошлый четверг.
«Это был недосмотр с нашей стороны,» — отметил он, сравнив упущенный выключатель с предохранительным механизмом на огнестрельном оружии. Проблема была обнаружена случайно только через неделю на лунной орбите, когда до посадки оставалось всего несколько часов, и бортконтролеры решали другой технический нюанс.
По мнению директора миссии Тима Крейна, иначе они могли бы осознать, что блокировка все еще активна, только когда было уже слишком поздно включить дальномеры за пять минут до посадки. Представители компании сообщили, что напряжение нарастало, поскольку инженеры поняли, что существующее программное обеспечение на борту космического корабля не могло преодолеть блокировку безопасности и включить дальномеры.
В конечном итоге инженеры приступили к разработке программного обеспечения, которое должно было направить аппарат на использование экспериментальной полезной нагрузки NASA Lidar — системы дистанционного зондирования, использующей быстрые световые импульсы, похожие на лазеры, и их отражения для определения расстояния между объектами.
Используемый в демонстрационных целях и в качестве потенциального резервного варианта лидар НАСА оказался весьма полезным, несмотря на тяжелые условия эксплуатации. «Это ключевой момент,» — отметил экс-директор миссии SpaceX, Абхи Трипати. «Руководитель миссии должен обеспечивать исполнение каждым своих обязанностей на высоком уровне, подобно дирижеру».
По мнению Крейна, космический аппарат, который впервые в истории космоса использовал в качестве топлива для двигателей жидкий метан и жидкий кислород, продемонстрировал исключительную работоспособность во время семидневного полета к Луне и вокруг нее.
Немедленно после посадки «Одиссеи» возникли трудности с общением. Прошло некоторое время после предполагаемого срыва связи, чтобы восстановить контакт с космическим кораблем и узнать его дальнейшую судьбу на расстоянии около 239 000 миль (384 000 км) от Земли.
Крейн отметил, что, по его мнению, полезная нагрузка на борту лунного аппарата сможет функционировать в течение девяти или десяти дней, после чего солнце прекратит питать полярную площадку.
Акции Intuitive Machines упали на 30% во время расширенной торговли в пятницу, стирая весь рост за пятничную рыночную сессию после объявления компанией, что ее лунный шаттл потерпел крушение.