В соцсетях взахлёб обсуждают эпохальную золотую медаль фигуриста Михаила Шайдорова на Олимпийских играх в Милане. Слово «эпохальная» уместно по нескольким причинам.

Во-первых, наши олимпионики не завоёвывали олимпийское «золото» в зимних спортивных дисциплинах целых 32 года: в далёком 1994-м лыжник Владимир Смирнов на XVII зимних Олимпийских играх в Лиллехаммере (Норвегия), уроженец Щучинска, выиграл 50-километровую лыжную гонку классическим стилем, став первым в истории независимого Казахстана олимпийским чемпионом.
Во-вторых, высшее достижение в «фигурке», где среди одиночников уже не первое десятилетие «царствуют» американцы и японцы, — лучший ответ тем, кто призывает отказаться от «чуждых» для казахского менталитета видов спорта в пользу якобы «традиционных» бокса и борьбы.
И в-третьих, это достижение Михаила — отличный повод сформулировать простую и внятную для каждого казахстанца национальную идею — что-то вроде возникшей «снизу» идеологемы, поднятой на щит в послевоенной Японии, которая звучала так: мой дом — лучший на моей улице. Улица — лучшая в моём городе, город — лучший в моей стране, а страна — лучшая в мире.
В самом деле, история обычного алматинского паренька, вставшего на коньки в «коробке» искусственного катка торгового центра «Рамстор», исключённого из национальной сборной за «неперспективность», тренировавшегося фактически на голом энтузиазме у собственного отца, а через годы стоявшего на мировом пьедестале на ступеньку ниже триумфатора — американца Ильи Малинина (которого на днях Михаил счастливо обыграл в Милане), — готовый «апокриф» о подвижнике, воплотившем мечту — свою собственную и целой нации.
И это, надо признать, достигнуто не с помощью спонсоров из списка Forbes, как в случае с натурализованной теннисисткой, и даже не благодаря поддержке государства, а исключительно вопреки обстоятельствам — за счёт собственного труда и родительской поддержки.
Теперь триумфатор Олимпиады в Милане награждён президентом и щедро одарён «капитанами бизнеса», а кроме того получит от государства призовые — $250 тысяч. Но всё же сам Шайдоров преподнёс своей стране гораздо более ценный подарок — национальную идею, если угодно, kazakh dream — наш вариант хрестоматийной «американской мечты». Как пел когда-то Высоцкий, «спать ложусь я вроде пешки, а просыпаюсь я ферзём».
Благодаря «проснувшемуся ферзём» Мише Шайдорову теперь всем нам — а не только спортсменам! — есть о чём мечтать и к чему стремиться. Бесценный подарок, не так ли?