До 80% управленческих решений во многих сферах принимаются на основе пространственных данных, но переход на единую современную систему координат выявляет накопленные за годы спорные и неточные территориальные решения, за которые сегодня нет персональной ответственности и поэтому он тормозится, сообщает Bizmedia.kz.

«До 80% управленческих решений в таких сферах, как архитектура и строительство, землеустройство, транспорт, недропользование, экология и безопасность, принимаются на основе пространственных данных, но переход на единую современную систему координат выявляет накопленные за годы спорные и неточные территориальные решения, за которые сегодня нет персональной ответственности и поэтому он тормозится, — заявила в депутатском запросе на пленарном заседании мажилиса Екатерина Смышляева», — считает депутат.
Пространственные данные — база архитектуры цифрового государства. От точности госсистемы координат зависит, по ее оценке, качество адресных реестров, кадастров, градостроительного планирования, управления территориями и функционирования цифровых сервисов, включая решения на базе ИИ.
В 2023 году в Казахстане введена современная госсистема координат QazTRF-23, пришедшая на смену устаревшей системе СК-42, созданы все предпосылки для перехода на новую систему координат, но практическое внедрение QazTRF-23 — фрагментарно. Ряд новых проектных и учётных работ выполняются в старых системах координат, в них работают ключевые госинформсистемы, включая ЕГКН и АИС ГЗК.
Особо беспокоит разрозненность координатных систем. Так, до перехода на QazTRF-23, только на территории Алматы одновременно использовалось 72 локальные системы координат, созданные разными организациями без единой методологии согласования. В ряде других регионов — то же самое.
Еще фактор риска — отсутствие механизмов передачи ретроспективных данных из ведения акиматов и фактическое неисполнение нормы закона о передаче данных в Нацфонд пространственных данных.
Статус комитета понижен до департамента в сфере геодезии и картографии и это ослабило межведомственную координацию. Проявляется сопротивление отдельных госорганов.
В результате, новая система координат существует, но не интегрируется в ключевые госцифровые сервисы, данные остаются разрозненными и несопоставимыми.