Первое же заседание свежесозданной президентским указом комиссии по конституционной реформе сразу же лишило её работу главной политической интриги.

Комментируя прошедшее в минувшую субботу первое заседание комиссии, её зампред — помощник президента по правовым вопросам Ерлан Жиенбаев сразу же расставил все точки над i:
«Предлагается закрепить, что в случае досрочного прекращения полномочий президента они, в первую очередь, будут переходить к вице-президенту. При невозможности вице-президента принять на себя полномочия, они должны быть переданы председателю Курултая. При невозможности председателя Курултая — премьер-министру».
Таким образом разрешилась главная интрига конституционной «реновации» — механизм передачи власти. Как и предполагали многие наблюдатели, позиция вице-президента, предложенная Касым-Жомартом Токаевым в программной речи на V заседании Курултая в Кызылорде, — не просто должность «заместителя президента по международным вопросам и по взаимодействию с парламентом». По большому счёту, это легитимный механизм передачи власти, гарантирующий неизменность её стратегического курса в случае какого-либо форс-мажора с досрочным прекращением полномочий действующего главы государства.
Стоит вспомнить, что президент в Кызылорде предложил ограничить срок полномочий и.о. главы государства двумя месяцами — с последующими выборами. Исходя из казахстанских политических реалий, нетрудно предположить: у вице-президента «при исполнении» будет больше реальных шансов победить на этих выборах, чем у кого-либо другого. А значит, от того, кого конкретно глава государства захочет видеть своим заместителем, зависит не просто многое, а очень многое.
По большому счёту, именно это — основной элемент и главный смысл всей конституционной реформы. Теперь самое важное для Касым-Жомарта Токаева — не ошибиться с кандидатом в «вице» — так же, как его предшественник не ошибся в своё время, отозвав его из Женевы и сделав председателем сената, ныне поставленного на утрату.
Словом, фигура будущего вице-президента становится определяющей для всего развития страны на ближайшие годы. Любые другие аспекты конституционной реформы, по существу, вторичны.