В ходе Всемирного экономического саммита в Давосе Касым-Жомарт Токаев подписал устав Совета мира, сообщила в четверг пресс-служба Акорды.

Примечательно, что Казахстан первым из постсоветских государств присоединился к детищу 47-го президента США, официально созданному ради восстановления Газы. Однако комментаторы по всему миру уже окрестили этот проект «ответом ООН» — организации, недовольство которой Дональд Трамп демонстрирует уже давно и с нехарактерным для него постоянством. Вот и на днях, в ходе очередного брифинга в Белом доме, американский лидер заявил:
«ООН просто не очень помогает. Я большой поклонник потенциала ООН, но она так и не оправдала свой потенциал. ООН должна была урегулировать все войны, которые я урегулировал».
А накануне пресс-служба Белого дома распространила релиз, из которого следует: каждое государство, которое пожелает вступить в Совет мира, должно заплатить «входной взнос» — не менее $1 млрд.
В Казнете в связи с этим развернулась бурная дискуссия популистского толка на тему «где Казахстан возьмёт миллиард?». Однако в релизе трамповской пресс-службы сказано: эту сумму заплатят лишь страны, которые пожелают стать постоянными членами «ТрампОН». Остальные получат статус непостоянных членов минимум на два года.
В этом контексте шаг Казахстана представляется вполне прагматичным: Астана приложила серьёзные усилия для партнёрства с Вашингтоном и вряд ли станет подвергать их риску отказом от приглашения в Совет мира. Хотя почти поголовный отказ стран Евросоюза — крупнейшего торгового партнёра нашей страны — поддержать затею американского президента теоретически может непредсказуемо отразиться на наших связях со Старым светом.
Стоит помнить и о том, что наш президент — давний и последовательный приверженец духа и буквы ООН, которая теперь может оказаться в двусмысленном положении. Тем более если завтра импульсивный хозяин Белого дома объявит о выходе США из этой организации или, допустим, потребует убрать её штаб-квартиру из Нью-Йорка. Ещё вчера такой сценарий казался фантастикой, однако завтра он вполне может стать реальностью. Хотя высокопоставленные функционеры ООН настроены оптимистично. Главный гуманитарный чиновник Сообщества наций Том Флетчер заявил CNN:
«Организация Объединённых Наций не была создана для лёгких времён, она была создана для трудных времён, и 2026 год обещает быть тяжёлым, но мы полностью сосредоточены на том, чтобы выйти на поле и обеспечить помощь сотням миллионов людей по всему миру, которым мы служим».
Более того, международный чиновник дипломатично поддержал план Трампа для Газы. Так что теперь остаётся только ждать, чем разрешится этот уникальный кейс.
В любом случае 2026 год станет годом «проверки на прочность» базового внешнеполитического принципа Казахстана — многовекторности. И пока всё говорит о том, что мы сдюжим.