Казахстанский политолог, PhD-докторант кафедры политологии и политических технологий КазНУ им. аль-Фараби Рустем Мустафин опубликовал пост у себя в Facebook на эту тему.

— Пока в Давосе на Всемирном экономическом форуме обсуждают переход от генеративного к «агентному» искусственному интеллекту, а в Лас-Вегасе на выставке CES 2026 корпорация Nvidia провозглашает наступление эры «физического ИИ» и робототехники, мир охвачен новой золотой лихорадкой.
Центральным и трендовым термином последних месяцев стал «суверенный ИИ». Каждая страна стремится создать свой собственный цифровой форт, опасаясь остаться позади в эпоху неопределенности и перемен.
На этом фоне выступление президента Токаева на V Курултае в Кызылорде звучит как некоторое переосмысление Акордой технологической политики.
И действительно, мир начинает осознавать, что триллионные инвестиции в инфраструктуру искусственного интеллекта не могут окупиться мгновенно, если нет необходимой базы. В 2026 году мы наблюдаем кризис внедрения. Компании и государства приобрели программное обеспечение, железо, но не изменили свои процессы или, по крайней мере, не успевают этого сделать.
Казахстан объявил 2026 год «Годом цифровизации и ИИ», а 18 января вступил в силу Закон «Об искусственном интеллекте». Пока технологический оптимизм не вышел из-под контроля и не создал больше проблем, президент в своем выступлении задал дальнейший курс и расставил смысловые акценты.
Вот на что, на мой взгляд, нужно обратить внимание:
- Фраза «Хаос нельзя оцифровать» бросает вызов философии так называемых «быстрых побед», которая доминировала в СНГ последние 10 лет. Мы привыкли решать проблемы бюрократии с помощью планшетов и информационных панелей. Однако ГГ делает более глубокий вывод о том, что автоматизация бардака приводит лишь к «автоматизированному бардаку». Не поспоришь!
Сигнал для госорганов предельно ясен. Цифровизация больше не должна ограничиваться лишь внедрением IT-решений. Она должна стать основой для реинжиниринга бизнес-процессов в государстве. Если процесс уже имеет проблемы, то никакой искусственный интеллект не сможет их исправить, а лишь усугубит ситуацию.
- Новая формула суверенитета. В Кызылорде прозвучал тезис, который согласуется с последними отчетами Gartner и McKinsey. В условиях глобальной цифровой экономики демография больше не определяет судьбу, тогда как решающим становится способность государств адаптироваться к новой реальности и активно участвовать в её формировании. По сути конкуренция смещается с вопроса о том, у кого больше данных, к тому, кто быстрее принимает решения. И в этом контексте ставка на GovCulture и организационную культуру вместо чистого GovTech становится единственно верной стратегией. В этом контексте цифровизация рассматривается как инструмент повышения эффективности, а не как самоцель.
Ирония истории такова: чтобы войти в цифровое будущее, нам необходимо вернуться к основам — традиционным вопросам этики, дисциплины, культуры и ответственности, — написал он.