В начале января Казахстан пережил ритуал очищения совести — публикацию деклараций. Транспарентность вышла избирательной: доходы многих топ-чиновников остались за кулисами, зато финансовые отчеты их жен сияют цифрами с шестью и девятью нулями. Пока общество возмущается странной диспропорцией, Bizmedia.kz предлагает взглянуть на ситуацию прагматично. Если эти женщины настолько успешнее своих супругов в бизнесе, инвестициях и управлении активами, может, кресла занимают не те члены семьи?

Государство годами жалуется на кадровый голод. Мы ищем таланты в «Болашаке», рекрутируем молодежный резерв, зовем экспатов. Но, как выяснилось, решение проблемы — под боком, точнее — на кухне. Судя по декларациям за 2024 год, настоящие «эффективные менеджеры» уже находятся в ближнем круге власти. Просто они готовят ужин тем, кто эту власть представляет.
Мы проанализировали сферы деятельности и доходы супруг высокопоставленных госслужащих и составили альтернативный состав правительства (или, как минимум, топ-менеджмента нацкомпаний). Этот «Теневой Кабинет» может оказаться куда профессиональнее действующего.
1. Премьер-Министр / Глава ФНБ «Самрук-Казына»
Кандидат: Гульнар Досаева (супруга Ерболата Досаева)
Финансовый результат: 2,3 млрд тенге.
Пока Ерболат Досаев, один из самых опытных чиновников страны, скромно декларирует 14 млн тенге годового дохода, его супруга демонстрирует мастер-класс по управлению капиталом. Сферы ее деятельности (согласно открытым данным и реестрам) охватывают все: от нефтесервиса и горнорудной промышленности до люксового ритейла и фармацевтики.
Почему она: Человек, который способен генерировать 2 миллиарда тенге чистой прибыли в год, очевидно, лучше понимает, как работает реальная экономика, чем тот, кто живет на одну зарплату. Если передать Гульнар Досаевой управление активами «Самрук-Казына», есть шанс, что фонд наконец-то станет приносить деньги в бюджет в промышленных масштабах.
2. Председатель Национального Банка
Кандидат: Сания Садыкова (супруга вице-премьера Серика Жумангарина)
Финансовый результат: 88,6 млн тенге.
Сфера: Инвестиции, дивиденды.
Декларация госпожи Садыковой — это образец финансовой элегантности. Почти 90 миллионов тенге получены преимущественно за счет дивидендов. Никаких сложных схем, тяжелого производства или бессонных ночей бизнесмена — только грамотное управление капиталом. Это называется «пассивный доход уровня Бог». Пока муж занимается сложными вопросами торговой интеграции и сдерживанием цен на морковь, супруга просто заставляет деньги работать.
Почему она: Нацфонду и ЕНПФ Казахстана остро не хватает именно такого специалиста — грамотное инвестирование без лишних движений. Если Сания Садыкова настолько тонко чувствует фондовый рынок, она идеально справится с приумножением золотовалютных резервов страны. К тому же Нацфонд перестанет «худеть», а казахстанские пенсионеры заживут богато.
3. Министр цифрового развития
Кандидат: Мадина Бектурганова (супруга помощника Президента Куанышбека Есекеева)
Финансовый парадокс: Муж задекларировал 0 тенге, жена — 48 млн тенге. (официальная зарплата не указывается в декларации)
Куанышбек Есекеев долгие годы возглавлял «Казахтелеком», строя цифровое будущее. Однако успех в семье пришел к супруге, чье имя в бизнес-реестрах связывали с поставками компьютерного оборудования и IT-образованием (через участие в учредителях МУИТ).
Почему она: Это классический пример того, что в IT-сфере деньги зарабатывают не те, кто строит сети, а те, кто поставляет «железо» и учит кадры. Учитывая, что муж в семейный бюджет приносит только зарплату, именно на плечах госпожи Бектургановой держится благосостояние семьи. Такая стрессоустойчивость и умение монетизировать технологии необходимы всему нашему цифровому министерству.
4. Министр просвещения
Кандидат: Жанар Келимбетова (супруга посла Алтая Кульгинова)
Финансовый результат: 16,9 млн тенге.
В то время как Алтай Кульгинов представлял интересы Казахстана в Эстонии (стране с одной из лучших систем образования), его супруга строила образовательный бизнес на родине. Проект Smart Service и другие инициативы принесли ей миллионы. Сам же дипломат, если верить его декларации с нулевым доходом, все это время честно работал за зарплату.
Почему она: Сделать образование в Казахстане прибыльным — та еще задача. Но госпожа Келимбетова с ней успешно справилась. Безусловно, образование — сфера дотационная, и ждать от нее прибыли государству не стоит. Но тут важен подход к ресурсам. Если частный бизнес госпожи Келимбетовой находит в этой нише возможности для роста и заработка, значит, она умеет считать деньги и выстраивать процессы. А государство в это время заливает сферу миллиардами, зачастую без особого эффекта. Возможно, навыки супруги посла пригодились бы для жесткой оптимизации расходов. Чтобы бюджетные деньги работали на качество знаний, а не исчезали, как в «черной дыре».
5. Агентство по делам госслужбы и антикоррупции
Коллективный кандидат: Жены «нулевых» чиновников (Гизата Нурдаулетова, Шахрата Нурышева и др.)
В декларациях этого года бросается в глаза удивительный феномен. Целая плеяда высокопоставленных мужей (секретарь Совбеза, послы в Китае и Швеции) официально не имеют дополнительного дохода. Ноль. То есть, дорогие костюмы, гаджеты, обучение детей и прочие немаленькие расходы возможны исключительно благодаря доходам жен (от 12 до 25 млн тенге).
Почему они: Эти женщины — яркие примеры антикризисного менеджмента. Содержать дом, детей и мужа-госслужащего — подвиг. Именно такие кадры должны возглавлять контролирующие органы. Они точно знают цену каждому тиыну, а значит, не допустят нецелевого расходования средств.
Резюме
В целом декларации 2024 года показывают странный перекос: либо наши чиновники тотально не умеют зарабатывать (что ставит под сомнение их компетентность как управленцев страной), либо они переписали свои бизнес-таланты на супруг (что ставит под сомнение их искренность).
Но раз уж мы строим Справедливый Казахстан, давайте будем последовательны. Меритократия требует назначать на должности лучших. А судя по декларациям, лучшие умы нашей экономики находятся совсем рядом. Может, пора отправить мужей на кухню, а жен — повышать благосостояние страны и народа? Цифры говорят, что у них может получиться куда лучше.