Событие номер один минувшей недели – передача Фонда социального медицинского страхования (ФСМС) от Минздрава (единственного, кстати, его учредителя и акционера) Минфину. Ситуация, надо сказать, экстраординарная – в каком-то смысле поважнее даже завтрашнего судьбоносного Курултая в Кызылорде, который должен объявить дату очередного (уже второго за последнее трёхлетие) конституционного референдума.

Почему поважнее? Да хотя бы потому, что от Конституции для каждого рядового казахстанца прямо ничего не зависит, а от медстрахования зависят здоровье и жизнь любого из нас, причём зависят критически. Мы уже давно привыкли к тому, что казахстанская медицина – одна из самых капиталоёмких и, как следствие, самых «мутных» и коррупциогенных отраслей нашего вроде бы народного хозяйства.
В самом деле, нас удивила и даже шокировала недавно задекларированная рулевым ФНБ «Самрук-Казына» Нурланом Жакуповым астрономическая зарплата, тут же пошли разговоры о неэффективности квазигоссектора и о необходимости сделать с этим что-нибудь – ну, например, ликвидировать «СамКу» и восстановить старую добрую министерскую вертикаль управления экономикой. Ничего этого сделано не было и не будет: просто дело кончится очередной реорганизацией. (Или, в крайнем случае, ФНБ передадут в управление КНБ – чем уж точно утрут нос соседям-кыргызам, в прошлом году назначившим высокопоставленного чекиста министром здравоохранения!)
Но вернёмся к медстраху. Вся страна на минувшей неделе лицезрела министра финансов Мади Такиева, который монотонной скороговоркой, как школьник-зубрилка перед учителем, перечислял премьер-министру Олжасу Бектенову «подвиги» врачей и главврачей частных клиник в погоне за госфинансированием: про чудо-эскулапов, «принимавших» по полторы тысячи пациентов за день, про 600 с гаком тысяч мужчин, «прошедших» скрининг по чисто женским диагнозам, про «пролеченного» в 2025 году пациента, на самом деле ушедшего в лучший из миров двумя годами раньше…
ФСМС, понятное дело, не «СамКа» – масштаб несопоставим. Но скандал получился знатный – тут впору и сам фонд разгонять, и заодно его «отца-основателя» – Минздрав во главе с умницей и модницей Акмарал Альназаровой.
Но что-то подсказывает: ни главного врача страны, ни подведомственное ей «хозяйство», где годами блаженствовали рвачи, обирая и дискредитируя настоящих врачей, никто всерьёз не тронет. Ну, возбудят в очередной раз пару-тройку уголовных дел, ну, прошерстят проверками по строжайшему указанию премьер-министра, возможно, как в блатной песенке, даже нарисуют кому-нибудь «за таблеточку небо в клеточку» – на чём и успокоятся до следующего скандала…
Но в чём вообще смысл передачи ФСМСа именно Минфину? Неужели в нём сидят «высоченные» профессионалы, являющие, к тому же, образец честнейшего служения Отечеству и радения за наши (граждан, налогоплательщиков и, между прочим, пациентов) интересы? Хотелось бы, конечно, верить, однако свежо предание…
«Что же делать? – спросите вы. – Неужели нет выхода?» В случае с ФСМС такой выход предложил известный экономист Марат Абдурахманов, опубликовавший на своей странице в ФБ короткий пост. Его стоит привести полностью:
«Насчёт ФСМС. Чиновники передали фонд из одних рук в другие, вместо того чтобы сделать счета индивидуальными. Если люди будут платить за медицину на свои личные счета, с которых они смогут оплачивать медицинские услуги и лекарства самостоятельно, то такие приписки станут невозможны. Как и воровство этих денег. Система индивидуальных счетов выгодна и бюджету, и гражданам. Люди перестанут воспринимать эти обязательные платежи как налоговую нагрузку. Решение неправильное и нелогичное. Сокращение госрасходов не произойдёт точно. При внедрении индивидуальных счетов расходы госбюджета снизятся точно минимум на 15%».
Логично? Ещё как! Наверняка и с частными школами, о неэффективном (мягко говоря!) госфинансировании которых сокрушалась г-жа Балаева, можно придумать похожее «ноу-хау».
Казалось бы, вот готовый рецепт – следуйте ему, и будет вам счастье! Но нет, в наших палестинах это так не работает. И где гарантия, что через год-два г-н Такиев (или его преемник в министерском кресле) не покажет нам то же самое «кино»?
Ведь эти самые рвачи – хоть в белых халатах, хоть в строгих брюках и юбках педагогов, сеятелей разумного, доброго и вечного, о которых на днях не слишком лестно отзывалась вице-премьер Балаева, – никуда не денутся от одного лишь ведомственного переподчинения. Да, одних уволят, других посадят – как же без этого? Но хлебное место пусто не бывает: придут другие и возьмутся за старое…