Председатель правления ФНБ «Самрук-Казына» Нурлан Жакупов, задекларировавший более 805 млн тенге (около полутора миллионов долларов) личного дохода за последние три года, снова оказался в центре внимания. «Босс квазигоса», по оценке Bizmedia, даже на время затмил президента и его недавнее программное интервью газете Turkistan.

«С одной стороны, г-ну Жакупову стоит воздать должное — за смелость. Все-таки не каждый рискнет светить такие деньги на фоне «замерзших» зарплат большинства казахстанцев и периодических призывов президента экономить», — отмечают комментаторы.
При этом, как справедливо пишет один из пользователей соцсетей:
«Жакупов не стал, как чиновники, прятаться за юбку жены и домочадцев. Честно расписал доходы, да, есть. Молодчик. А всем остальным бастыкам хочется сказать — берите пример с человека. Декларируйте, как есть. Без этого позерства: «Я бедный, но повезло с богатой женой». (Отметим, что о «министрах-нищебродах» и их «золотых» половинках» Bizmedia писал буквально на днях.)
В то же время возникают вопросы о «Самрук-Казына» как о «золотой половинке» для экономики страны. Возможно, структура фонда настолько эффективна, что оправдывает высокие доходы руководства? Алихан Смаилов и его аудиторы, судя по всему, придерживаются иной точки зрения.
«Птица «Самрук» несет золотые яйца больше для себя любимой, нежели для общеказахстанского «стола», а управляемые ею компании безнадежно убыточны», — констатируют эксперты. Идею пересмотреть подходы к квазигоссектору и даже сомневаться в его необходимости обсуждали в стране давно.
Стоит отметить, что реформу «квазигоскоплекса» президент Токаев инициировал лично, назначая Нурлана Жакупова председателем ФНБ:
«Либо структура будет кардинально реформирована, либо уйдет в небытие вместе с руководством», — заявлял он в 2022 году.
Тогда же президент указывал на «непрозрачность, назначение политически значимых людей, неэффективную систему закупок, трудовые конфликты, убыточность, незавершённость проектов, чрезмерные расходы на содержание».
Три года спустя самореформирование «СамКи» признано медленным и трудным. Декларация доходов г-на Жакупова лишь подогрела общественное возмущение: все перечисленные изъяны фонда не исчезли, а приобрели хронический характер.
Многие эксперты предлагают радикальный выход: «избавиться от прожорливой «СамКи», восстановив старую министерскую вертикаль». Главный аргумент против — кто будет отдавать многомиллиардные долги ФНБ иностранным кредиторам? Ответ простой, хотя и не утешительный: это придется делать государственному бюджету, формируемому трудом и налогами миллионов казахстанцев.
В народе ФНБ давно окрестили «семь рук у казана» — символ того, что национальное благосостояние пока ощущают лишь избранные.