Следующий год начинается не просто с переписывания ценников, а с вступления в силу норм, которые затронут всех: от таксистов и арендодателей до владельцев элитных особняков. Bizmedia.kz разобрался: за что придется платить больше и где гайки закрутили окончательно.

Инфляция штрафов и пошлин
С 1 января 2026 года месячный расчетный показатель (МРП) вырастет почти на 400 тенге — до 4 325 тенге. Это база, от которой пляшет вся карательная и социальная экономика. То есть вместе с МРП вырастут минимальные размеры пособий, пенсий и штрафов.
Однако минимальная заработная плата остается на прежнем уровне – 85 тысяч тенге. МЗП в основном применяется при расчетах пенсионных взносов и обязательных отчислений в фонды, суммы алиментов и в системе налоговых вычетов. В 2025 году развернулись дискуссии о необходимости законодательно поднять МЗП до 100 тыс. тенге и выше, но правительство осталось непреклонным в этом вопросе.
Что касается штрафов, то здесь планка автоматически поднимается на все. Например, самый распространенный минимальный штраф (5 МРП) составит 21 625 тенге против 19 660 тенге в 2025-м. Игнорирование пешехода водителям будет обходиться уже в 43 тысячи тенге. А за «забытые» дома права придется выложить уже более 200 тысяч тенге.
Да и в целом автомобили станут дороже. С января 2026 года базовая ставка утильсбора вырастет и составит 216 250 тенге. Итоговая сумма зависит от объема двигателя. Например, за авто от 2 до 3 литров — почти 1,1 млн тенге. Больше придется платить и за регистрацию машины. Причем если новый автомобиль обойдется в 216 тысяч тенге, то старше трех лет — уже более чем в 2 млн. Вместе с МРП также вырастут пошлины на все государственные услуги. В том числе за оформление документов и за «красивые» номера на авто.
Зарплаты и роскошь
В 2026 можно ожидать сокращения зарплаты либо отказа работодателей от премий, бонусов и так далее. Поскольку ставка обязательных пенсионных взносов работодателя вырастет до 3,5%. Подвох в том, что формально этот взнос платит работодатель. Но в реальности это увеличивает нагрузку на зарплатный фонд. С учетом роста налогов не исключено, что бизнес будет вынужден тормозить рост зарплат. Либо уводить часть доходов в тень, чтобы компенсировать эти расходы. К 2028 году эта ставка доползет до 5%.
Новый Налоговый кодекс, который так долго обсуждали, с 2026 года вводит повышенные ставки и для состоятельных граждан. Если раньше «налог на роскошь» был страшилкой, то теперь это графа в квитанции. По повышенной ставке будут платить владельцы жилья площадью свыше 300–400 кв. м. Для машин таможенной стоимостью свыше 75 000 долларов вводится дополнительный акциз. Это коснется ввоза новых премиальных внедорожников и спорткаров.
Также в связи с ростом акцизов подорожают сигареты и алкоголь — примерно на 10%. В этом году, по официальным данным, контрабанда табачных изделий составляла порядка 30% от объема рынка. И очередной рост цен может увеличить эту долю.
На выход из тени
2026 год станет переломным для сотен тысяч казахстанцев, занятых в «платформенной занятости» (Яндекс, Glovo, Wolt). Пилотный проект закончился, теперь действуют жесткие правила. Операторы интернет-платформ станут налоговыми агентами. Удерживается единый платеж (порядка 4% от дохода), который расщепляется на налоги, пенсионку и медстраховку. Тем, кто не зарегистрируется в системе, платформы могут просто закрыть доступ к заказам. Эра «дикого таксования» официально завершена.
Отмена всеобщего декларирования для «физиков» (4-й этап) стала подарком под елку, но критерии проверки мобильных переводов никто не отменял. В 2026 году под колпак КГД попадают граждане, получившие мобильные переводы от 100 разных лиц ежемесячно в течение трех месяцев подряд. При этом общая сумма должна превысить 1 млн тенге. В КГД обещают, что банки будут передавать им данные только при совпадении этих трех критериев.
Банки завершили интеграцию своих баз данных с налоговой. Если раньше списки передавались с задержкой, то теперь выявление скрытого предпринимателя происходит почти в автоматическом режиме. Торговать в Instagram и принимать «на Каспи» без регистрации ИП становится финансовым самоубийством.
Цифровой тенге и тарифы
В 2026 году завершается третий этап внедрения национальной цифровой валюты. Государство начинает массово выплачивать адресную социальную помощь (АСП) и деньги на школьную форму в цифровых тенге. Эти деньги будут «маркированы». То есть технически будет невозможно потратить пособие на ребенка в винно-водочном отделе или пополнить баланс у букмекера. Транзакция просто не пройдет.
Программа «Тариф в обмен на инвестиции» в 2026 году ударит по двум направлениям. Тепло станет дороже на 10–15%. Эта «переплата» нужна для ремонта ТЭЦ. Что касается водного вопроса, то ожидается введение дифференцированных тарифов нового уровня. Превысил «социальную норму» потребления на человека — платишь в 2–3 раза дороже. Такой подход аргументирован как вынужденная мера на фоне дефицита воды на юге и западе страны. Владельцам частных домов, поливающим огороды питьевой водой, придется искать альтернативы или платить огромные счета.
Можно констатировать, что 2026 год станет годом дисциплины. Финансовой, налоговой и цифровой. Государство перестает верить на слово и переходит к автоматическому удержанию налогов (через платформы) и контролю расходов (через цифровой тенге). «Серая зона», в которой привыкли жить многие казахстанцы, в 2026 году станет слишком дорогой и неудобной.