Министр искусственного интеллекта и цифрового развития Казахстана Жаслан Мадиев — об итогах 2025 года для цифровизации экономики и трендах 2026
Технологии ИИ все активнее входят в нашу жизнь. Искусственный интеллект (ИИ) перестал быть «модной технологией» и стал рабочим инструментом индустрий, финсектора и госуправления. Но уровень внедрения технологий в Казахстане остается неравномерным, сказывается дефицит кадров и корпоративных бюджетов. Среди ключевых барьеров участники рынка называют низкий уровень использования данных, недостаток инфраструктуры и общую экономическую ситуацию.

— Каковы итоги 2025 года для цифровизации экономики Казахстана?
— В этом году приняты документы «каркаса» цифровой экономики на годы вперёд: концепция развития ИИ до 2029 года, идёт разработка стратегии развития ИИ и цифровой трансформации, принят первый в регионе закон «Об ИИ» — правовые рамки для безопасного внедрения ИИ в экономику и общественную жизнь. Цифровой кодекс принят на прошлой неделе сенатом.
Создан совет по развитию ИИ при президенте Казахстана, включающий международных экспертов, деятелей науки, образования и технологического бизнеса и уже прошло на площадке Digital Bridge 2025 его первое заседание.
Введён в эксплуатацию национальный суперкомпьютерный кластер на базе архитектуры NVIDIA H200, который вошёл в глобальный рейтинг TOP500 (86 место) и стал самым мощным в Центральной Азии (ЦА). Вокруг него формируется нацплатформа ИИ, доступ к которой получают госорганы, университеты, научные центры и стартапы. Казахстан вышел из зависимости от внешних вычислительных ресурсов и развивает собственные ИИ-модели, обрабатывает чувствительные данные внутри страны.
ИИ и аналитика данных внедряются в промышленности, энергетике, транспорте, логистике, финсекторе и госуправлении, повышая эффективность: от прогнозирования аварий и оптимизации производственных процессов до ускорения управленческих решений и роста качества госуслуг.
За последние годы экспорт IT-продуктов и услуг Казахстана вырос кратно: в 2021 году он составлял около $60 млн, в 2024 — превысил $690 млн, а в I полугодии 2025 года — $500 млн. За весь год он составит около $1 млрд.
В 2025 году обновлен eGov mobile и оказывает теперь в полтора раза больше госуслуг. Запустили eGov business — оказано 4,6 млн услуг в этом году. ТОП 10 услуг НАО переведено в онлайн. Социальный кошелек обеспечивает оплату питания в 6 700 школ: 49 млн обедов выдано, экономия в регионах от 15 до 30%. Обеспечение лекарствами планируем масштабировать на частные аптеки.
Усилена ответственность за утечки данных и злоупотребления электронной цифровой подписью (ЭЦП), внедрены механизмы контроля доступа к данным через eGov, развиваются антифрод-системы. По глобальному индексу кибербезопасности ITU Казахстан набрал 94,6 балла и вошёл в число стран с высокой зрелостью системы киберзащиты.
Формируем кадровый задел под экономику ИИ. Инфраструктура бессмысленна без людей, поэтому сделали упор на обучение Tomorrow School, AI Qyzmet, AI Corporate, TUMO, AI SANA, обучение работе на нацплатформе ИИ школьников, студентов, госслужащих, IT-специалистов, бизнес. Более 500 тысяч человек прошли обучение за год, это — массовая база. Открыт международный центр искусственного интеллекта ALEM AI.
Если подводить итог, в 2025 году Казахстан выстроил целостную систему: с инфраструктурой, правовым регулированием, кадрами — прочный фундамент для роста экономики, масштабирования ИИ и укрепления цифрового суверенитета.
— Какие тренды перейдут в 2026 год?
- Ключевой тренд — ИИ стал использоваться как рабочий инструмент в госуправлении, промышленности, энергетике, транспорте и финансах. Запуск национального суперкомпьютерного кластера на базе NVIDIA H200, вошедшего в рейтинг TOP500 (86 место), и формирование нацплатформы ИИ позволили обучать и применять модели внутри страны и использовать ИИ для прогнозирования, аналитики и поддержки решений. Пример — система Tasqyn, которая на основе данных Казгидромета прогнозирует паводки: определены зоны риска, обучены сотни сотрудников, утверждена дорожная карта развития. Фактически, ИИ начал работать на предупреждение.
- Второй тренд — цифровая инфраструктура стала считаться элементом нацбезопасности. Акцент — на развитии дата-центров, облачных решений, локализации данных и защите критически важных цифровых объектов.
- Третий тренд — синхронизация цифрового развития с регулированием. Введён риск-ориентированный подход к ИИ, закреплены требования к безопасности, защите прав граждан и ответственности, что повысило доверие бизнеса и общества к цифровым решениям.
- Четвёртый тренд — усиление фокуса на кибербезопасности и защите персональных данных. В 2025 году Казахстан перешел от точечных мер к экосистемному подходу, активно внедряются антифрод-механизмы. Параллельно, 1 млн граждан повысили цифровую грамотность через платформы Citizensec.kz и Nomadguard.kz, а десятки тысяч госслужащих прошли обучение по цифровым и AI-навыкам.
- Пятый тренд — превращение элементов ИИ в источник экономического роста. Как я уже говорил, экспорт IT-услуг вырос и достиг $1 млрд. Цифровизация стала прямо влиять на структуру экономики и внешнюю торговлю. Получены рейтинги: EGDI — 24 место, OSI — 10 место. Astana Hub, это — порядка 2 000 компаний, 20 региональных хабов, 4 — международных. Выручка участников Astana Hub выросла на 20% до 800 млн тенге. Вышли на зарубежные рынки через международные хабы более 100 стартапов. Появился первый казахстанский единорог региона Higgsfield.ai. Qazaqstan Venture Group (QVG) с таргетируемым объемом $1 млрд, привлечено на текущий момент $115 млн. Прорывные проекты с высоким потенциалом на 2026-2028 годы: Direct to cell, доставка дронами, беспилотные автомобили и летательные аппараты (eVTOL), децентрализованный ИИ, международный AI Hub, Alem GPT + видео
- Шестой тренд — развитие человеческого капитала. Масштабировались программы подготовки кадров — Tech Orda, Tomorrow School, QazCoders, AI Qyzmet и инициативы для подростков и студентов, сократив разрыв между технологическим развитием и уровнем компетенций людей.
- И ещё одним трендом стало сокращение цифрового разрыва между регионами. Проникновение интернета выросло до 93%, средняя скорость доступа — до 94 Мбит/с, охват мобильной связью населения — до 98%. Развитие сетей 4G и 5G и внедрение спутниковых решений, включая Shanghai SpaceSail, Starlink, Kuiper (Amazon) и тестирование технологии Direct-to-Cell, расширили доступ к цифровым технологиям для сел и удалённых территорий.

— Как бы вы оценили проникновение ИИ в сферу связи и телекоммуникаций?
— В этой сфере приоритет отдается программе Доступный интернет, по которой 3000 сел должны быть с высокоскоростным интернетом до конца 2027 года
- последняя миля более 1100 сел
- 4G: 3,1 тыс. сел и 274 села в 2025 году
- 5G: 3,2 тыс. базовых станций и 1 300 БС в 2025 году
- запущены услуги спутникового интернета: Starlink и OneWeb, Amazon LEO, Shanghai Spacesail
- проведено тестирование Direct-to-Cell: коммерческий запуск планируется в феврале 2026 года
- прорабатываем внедрение интернета для половины пассажиропотока на бортах и поездах в 2026 году
- реализуется проект транскаспийский ВОЛС и связи вдоль республиканских и региональных автодорог
Сегодня ИИ в телекоммуникациях — не эксперимент, а инструмент роста надёжности и качества связи. Отрасль связи развивается на прочной инфраструктурной базе. Казахстан укрепил телеком-инфраструктуру и в ее международном индексе поднялся на 41-е место среди 193 стран мира. Стали внедрятся интеллектуальные технологии управления сетями.
ИИ в телекоммуникациях оптимизирует сети. Операторы используют алгоритмы машинного обучения для анализа трафика, прогнозирования нагрузки, выявления аномалий и предотвращения аварий, ведь за 10 лет длина волоконно-оптических линий связи выросла в 12 раз, уже 71% населённых пунктов обеспечены проводным интернетом, мобильной связью охвачено 98% населения. Управлять такими сетями без интеллектуальных решений нельзя.
В Казахстане — 6 179 сел, из которых 2 600 подключены по магистральным волоконно-оптическим линиям связи, а часть — через спутниковые каналы. Здесь ИИ мониторит качество соединения, оптимизирует маршруты трафика и управление гибридными сетями, где сочетаются оптоволоконные и спутниковые технологии, что особенно актуально для подключения 1 123 сел по соглашению с МБРР, которое даст доступ к высокоскоростному интернету для 2,3 млн человек.
В спутниковой связи в 2025 году в Казахстане тестируются и внедряются решения OneWeb, Starlink, китайская система Shanghai SpaceSail, проект Amazon Kuiper. ИИ — ключевой игрок в управлении сетями, распределении нагрузки и динамической настройке соединений. Примеры: запуск спутникового интернета в поездах Talgo на маршрутах Астана—Алматы и Астана—Өскемен, тестирование технологии Direct-to-Cell от Starlink.
Также, ИИ применяется в сфере безопасности и антифрода в телекоммуникациях. Для борьбы с трафиком мошенников, спам-звонками и подменой номеров, операторы внедряют интеллектуальные антифрод-системы, анализирующие перехват трафика и автоматически блокирующие подозрительную активность. Плюс биометрия абонентов и контроль за использованием SIM-карт.
В целом, в 2025 году ИИ в сфере связи и телекоммуникаций Казахстана выполняет три ключевые функции: обеспечивает устойчивость и эффективность сетей, содействует сокращению цифрового разрыва между городами и сёлами и повышает уровень безопасности для пользователей.
— Назовите, пожалуйста, по две—три отрасли экономики, в которых глубина и специфика внедрения цифровых и AI-решений самые высокие и самые низкие
— Цифровая трансформация носит сквозной характер и охватывает практически все сферы экономики и социума. Цифровые госплатформы интегрируют сразу несколько отраслей — от здравоохранения и образования до социальной защиты, земельных отношений и бизнеса.
Так, сфера госуслуг стала фундаментом цифровой трансформации Казахстана. Сегодня около 90% госуслуг доступны онлайн, мобильным приложением eGov Mobile пользуются более 11,7 млн казахстанцев и только за 2025 год оказано свыше 51,5 млн цифровых услуг.
Через экосистему электронного правительства цифровые инструменты проникают во все ключевые отрасли: медицину, образование, земельные и имущественные отношения. В 2025 году платформа технологически обновлена, внедрен интеллектуальный поиск и AI-ассистент.
Промышленность, энергетика и транспорт развиваются по иной логике цифровизации. Акцент — на внедрение аналитики, предиктивных моделей и интеллектуальных систем управления. В 2025 году цифровые технологии и элементы ИИ всё активнее применяются для прогнозирования нагрузки, оптимизации процессов, повышения надёжности инфраструктуры и снижения издержек. Эти решения менее заметны для конечного потребителя, но экономически эффективны.
Сельское хозяйство и региональные экономики — также цифровизуются. Исторически темпы цифровизации здесь во многом зависели от доступности связи и инфраструктуры. Сегодня этот фактор устраняется. По мере расширения инфраструктуры цифровые и AI-решения внедряются и в аграрном секторе — от мониторинга земельных ресурсов до логистики и аналитики.
Цифровизация в Казахстане сегодня развивается не по принципу «лидеров и отстающих», а как единая взаимосвязанная экосистема. В одних сферах она более заметна через сервисы для граждан, в других — через управленческие и производственные процессы. Именно эта системность и взаимная интеграция отраслей — особенность текущего этапа цифровизации.
— Назовите наиболее и наименее успешные в цифровизации регионы Казахстана
— Сейчас села подключаются к высокоскоростному интернету. Оптоволоконные и спутниковые решения заложили основу для сокращения цифрового разрыва между регионами.
Регионы — в разных стартовых условиях: по плотности населения, географии, уровню урбанизации и инфраструктуре. Традиционно больше внедрены цифровые сервисы в крупных городах: Астана, Алматы, Шымкент, Карагандинская и Актюбинская области. Там — высокая концентрация населения, бизнеса, образовательных и медорганизаций, развитой телеком-инфраструктуры. Быстрее внедряются цифровые госуслуги, используются сервисы eGov, финтех-решения, «умная» инфраструктура городов и пилотные проекты с применением ИИ.

Регионы с большой территорией, низкой плотностью населения и сложной географией, прежде всего, сельские и отдалённые районы, инфраструктурно ограничены, в первую очередь, в связи и доступе к высокоскоростному интернету. Это сдерживало внедрение цифровых решений, но разрыв сокращается.
В рамках нацпроекта Доступный интернет государство инвестирует именно в такие регионы. Сотни сел подключены к спутниковому интернету. Утверждены 20 карт цифровой трансформации. Это — планы изменения процессов в 72 сферах экономики и социальной сферы. Карты основаны не только на стратегиях, но и на реальных проблемах граждан и бизнеса. Все карты опубликованы. Бизнес видит планы государства и может встраиваться как технологический партнёр.
Казахстан строит цифровое государство, включающее развитие связи и кибербезопасности, госуслуги и smart регионы, IT hubы, цифровые сервисы для граждан и бизнеса, цифровую экономику.