Разработчики Генерального плана Алматы подробно объяснили, почему городу необходимы линии БРТ и зачем в новом документе делается ставка на развитие общественного транспорта, рассмотрим детальнее, передает Bizmedia.kz.

Пробки как главный вызов для города
На общественных слушаниях по обновлению Генплана Алматы до 2040 года жители вновь подняли одну из самых острых проблем – транспортные пробки.
Особое внимание горожане уделили проспекту Аль-Фараби, который ранее считался скоростной магистралью, а сегодня практически ежедневно стоит в пробках.
Также активно обсуждается целесообразность развития системы БРТ.
Почему без общественного транспорта проблему не решить
С разъяснениями выступил директор института «Алматыгенплан» Асхат Садуов.
Он отметил, что новый Генплан строится вокруг приоритета общественного транспорта.
По его словам, именно развитие автобусных коридоров, метро и других видов массовых перевозок рассматривается как ключевой способ снизить нагрузку на дороги и улучшить экологическую ситуацию в городе.
Смена транспортных привычек неизбежна
Асхат Садуов подчеркнул, что без изменения поведения самих горожан проблему пробок решить невозможно.
Он отметил, что многие оценивают ситуацию с точки зрения автомобилистов, однако для устойчивого развития Алматы необходим массовый переход на общественный транспорт.
Только так можно реально сократить количество машин на улицах.
Логика БРТ и роль улицы Желтоксан
Говоря о проектных решениях, директор института пояснил, что улица Желтоксан рассматривается как часть единой транспортной системы.
Этот участок является продолжением линии БРТ по улице Тимирязева и должен работать в связке с другими элементами скоростного общественного транспорта.
Проспект Аль-Фараби: эффект перегрузки
Отдельно Асхат Садуов остановился на ситуации с проспектом Аль-Фараби.
По его словам, долгое время магистраль воспринималась как удобный и быстрый коридор без светофоров.
На первых этапах это действительно давало положительный эффект, однако со временем привело к обратному результату.
Когда «быстрая дорога» становится проблемой
Он пояснил, что высокий спрос сам спровоцировал перегрузку проспекта.
Водители стремились ехать именно по Аль-Фараби, считая его самым быстрым маршрутом, и в итоге дорога перестала справляться с транспортным потоком. Сегодня это выражается в постоянных заторах.
Мировой опыт и «очеловечивание» улиц
Глава института напомнил, что аналогичные процессы происходили и в других мегаполисах.
Опыт Москвы и МКАДа показал, что расширение и «освобождение» автомобильных коридоров неизбежно притягивает дополнительный транспорт.
По его словам, Алматы столкнулся с тем же эффектом.
Будущее Аль-Фараби
Асхат Садуов считает, что движение на проспекте необходимо упорядочить с помощью светофоров и постепенно менять саму философию улицы.
В рамках «очеловечивания» магистрали не исключено появление выделенных коридоров для скоростного общественного транспорта, как это реализовано во многих странах.
Обсуждение Генплана продолжается
Разработчики подчеркивают, что общественные слушания продолжаются, а все предложения и замечания жителей будут тщательно проанализированы и учтены при окончательной доработке Генерального плана Алматы до 2040 года.