Председатель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова пояснила в своей статье «О новом Законе о банках и банковской деятельности» подвела итоги работы по реформированию системы банковского регулирования, сообщает Bizmedia.kz.

По ее словам, принятие нового Закона «О банках и банковской деятельности» — это итог пятилетней реформы банковского регулирования в Казахстане. Документ закрепил переход к международным стандартам финансовой устойчивости, конкуренции, цифровизации и защиты прав потребителей.
Закон разработали по поручению Главы государства с учётом роста роли банков в финансировании экономики, развития финтеха, усиления конкуренции и либерализации оборота цифровых активов. Его ключевые цели — финансовая стабильность банковской системы, сохранность вкладов и защита клиентов.
С 2021 года в стране действует риск-ориентированная модель надзора, объединяющая SREP, AQR и стресс-тестирование. В 2020–2024 годах Казахстан перешёл к стандартам Базель III. Были усилены требования к капиталу и ликвидности, введён консолидированный надзор и коэффициент левериджа. По итогам оценки FSAP в 2023–2024 годах международные эксперты подтвердили соответствие 22 из 29 принципов Базельского комитета.
С 2017 года объём проблемных активов банков сократился с 7,7 трлн до 3,1 трлн тенге, в экономику возвращено имущество на 821 млрд тенге. С октября 2024 года стрессовые активы реализуются через цифровые платформы DMAS и Debex. Там уже продано активов на 115,5 млрд тенге. За 2023–2025 годы 6 банков вернули государству 738,2 млрд тенге, из них 3 банка — досрочно.
Детали закона для банковского регулирования
Новый Закон вводит современную систему урегулирования неплатёжеспособных банков с тремя режимами:
- усиленный надзор, восстановление и урегулирование;
- обязательные планы восстановления и требования TLAC для системно значимых банков.
Документ состоит из 9 разделов, 23 глав и 135 статей. Одновременно изменили 7 кодексов и 40 законов. Закон предусматривает пропорциональное лицензирование, развитие финтеха и цифровых финансовых активов, внедрение поведенческого надзора. А еще расширение исламского банкинга через «исламские окна». Также он предусматривает реформу микрофинансового и коллекторского рынков.
В 2024–2025 годах на рынок Казахстана вышли 3 зарубежные банковские группы из Южной Кореи, ОАЭ и Катара. В стране действует 23 банка, из которых 15 — с иностранным участием. Уровень капитала банковского сектора на протяжении последних 5 лет превышает 22% при нормативе 8%.
По словам Мадины Абылкасымовой, новый Закон формирует устойчивую правовую базу для следующего этапа развития финсектора. Заодно он укрепляет доверие к банковской системе Казахстана.