За 6 лет государство поддержало предпринимателей на 4,5 трлн тенге и часть господдержки, похоже, «ушла в карманы», сообщает Bizmedia.kz.

«По расчетам аудита, данные Миннацэкономики по объемам поддержки (бизнеса — Bizmedia.kz.) занижены минимум в 2 раза. Так, оценочно, без учета налоговых льгот и преференций, за 6 лет государство поддержало предпринимателей на 4,5 трлн тенге. 90% средств приходится на 5 инструментов: субсидирование расходов и ставок по кредитам, закуп гарантированного объема товаров, кредитование и лизинг», — заявил председатель Высшей аудиторской палаты (ВАП) Алихан Смаилов по итогам аудита эффективности господдержки бизнесу на пленарном заседании Мажилиса РК.
По его словам, в республике действует множество мер, механизмов и операторов, в которых обычному предпринимателю трудно разобраться, но нет централизованной информплатформы, охватывающей все виды поддержки: от подачи заявки до оценки эффектов.
Министерство Миннацэкономики сформировало Единый реестр мер поддержки, разработало методики оценки эффективности, но аудит показал, что реестр не охватывает всех мер поддержки, предусмотренных предпринимательским кодексом и содержит неактуальные меры.
Единой методологии оценки эффекта мер нет. Понятия социального и экономического эффекта размыты. Неясно, как их считать, за какой период и как связать результат с конкретной мерой поддержки, пояснил Смаилов.
«В особенности, когда субъект бизнеса хронически финансируется из госбюджета и получает до 19 мер поддержки из разных источников. Поэтому они продолжают действовать по инерции. Акцент в оценке эффективности смещен на количественные показатели, ограничиваясь рабочими местами и налогами. Реальные эффекты для экономики в виде роста объема производства, добавленной стоимости и финансовой устойчивости бизнеса не отслеживаются», — сказал председатель ВАП.
По оценке аудита, сервис «Baqylauda» далек от того, чтобы стать цифровой платформой для мер господдержки: его статус законодательно не закреплен, не все операторы и госорганы вносят свои сведения, он также содержит непроверенные данные.
Разрозненная система господдержки привела к множеству операторов: для субсидирования, экспортного финансирования, консультаций и другого. Стоимость их услуг определяется произвольно, без учета реальных трудозатрат, а качество работы не оценивается, отметил Смаилов.
Некоторые операторы устанавливают собственные правила: требуют у бизнеса лишние документы, нарушают принципы равного и прозрачного доступа к господдержке.
Так, по инструменту «Мен кәсіпкер» в отношении отдельных компаний НПП «Атамекен» ограничивается консультациями, а кому-то проводил выставки, бизнес-обучение и разработку бизнес-плана. Также, к инструменту «Деловые связи» НПП «Атамекен» допускались лица, которые не подпадали под критерии отбора и должны были быть отклонены, для отдельных компаний господдержка оказывалась при низком кредитном рейтинге, в поддержку нередко попадали проекты, не соответствующие условиям льготного финансирования, сказал Смаилов.