История конфликта между Freedom Finance и информационным агентством КазТАГ вышла на новый виток после задержания 23 декабря т.г. главного редактора Амира Касенова в Астане. В полиции подтвердили, что речь идет о ранее возбужденном уголовном деле, не связанном с какими-либо новыми эпизодами, сообщило Kursiv.media.

В основе дела – заявление брокерской компании Freedom Finance по статье 274 УК РК («Распространение заведомо ложной информации»). Компания настаивает: публикации КазТАГ носили не разрозненный характер, а представляли собой системную информационную атаку.
С марта по 11 декабря КазТАГ опубликовал более 80 материалов, посвященных компании. В отдельные дни материалы выходили сериями: так, вечером 3 апреля было опубликовано сразу девять публикаций. Суть их сводилась к тому, что Freedom Finance якобы не имеет доступа к американской бирже и не может там торговать, и брокер «проворачивал» различные махинации с договорами клиентов.
Сама Freedom Finance еще в апреле официально это все опровергнула, детально рассмотрев каждое обвинение в свой адрес. Соответствующие комментарии и официальные заявления размещались в открытом доступе.
Как ранее заявлял адвокат Freedom Finance Александр Камендровский, компания пыталась урегулировать ситуацию без обращения в правоохранительные органы. «Мы пытались урегулировать конфликт в досудебном порядке, но, к сожалению, редакция «КазТАГ» не шла на диалог, и мы были вынуждены обратиться с заявлением в правоохранительные органы», — отмечал он.
В итоге Freedom Holding обратился в полицию, и по заявлению компании было возбуждено уголовное дело. Во Freedom Finance сочли заведомо недостоверными целый ряд утверждений, содержащихся в материалах КазТАГ. Перечень конкретных претензий к публикациям был позже обнародован. Он включает в себя некорректное наименование должностей сотрудников (менеджера среднего звена представили топ-менеджером, сообщали об отсутствии лицензии не упоминая, что в этих случаях они не нужны и так
Редакция КазТАГ с обвинениями, разумеется, не согласилась и стала настаивать на том, что действовала в рамках закона. В агентстве утверждают, что все публикации основывались на заявлениях конкретных источников – адвоката Светланы Оралбаевой, а также лиц, заявляющих о себе как о потерпевших: Гульмиры Исаевой, Жанны Капаровой и Карины Гайфулиной.
По версии КазТАГ, еще 21 ноября информация об этом была доведена до сведения полиции. В агентстве утверждают, что 3 апреля 2025 года указанные лица сами вышли на связь с редакцией, заявив, что не могут добиться реакции от других СМИ, финргеулятора, правоохранительных органов и даже администрации президента. В подтверждение своих слов они предоставили копии документов и талоны обращений через систему eOtinish.
Кроме того, в КазТАГ заявили, что редакция неоднократно направляла запросы во Freedom Finance по электронной почте, предоставленной пресс-службе, однако вплоть до июня ответы получены не были. Запросы направлялись и в государственные органы.
Эти же аргументы представители КазТАГ повторили на пресс-конференции, которую провели 19 декабря в Астане. Адвокат гендиректора «КазТАГа» Рена Каримова, хоть и была немного взволнована, напомнила о нормах закона «О масс-медиа», согласно которым СМИ и журналисты не несут ответственности за распространение сведений, если они являются дословным воспроизведением заявлений источников.
«Вот как мы сегодня здесь сидим, говорим, нас никто не спрашивал, о чем мы будем говорить. Никто не спрашивал, в любой другой пресс-клуб я пойду как адвокат. Я да, я дам пресс-релиз, скажу, я по к вау такому делу. Но у меня никто не будет проверять, о чем я говорю. И как раз вот эта статья, о которой мы говорили здесь все, она… это же я сейчас ее процитирую обязательно. Согласно пункту 4 ст. 68 закона РК «О масс-медиа», средства массовой информации, а равно его главный редактор, журналист, не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если они являются дословным воспроизведением официальных выступлений депутатов представительных органов, представителей должностных или уполномоченных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, физических лиц и т.д.», — сказала она.
Во Freedom Finance, в свою очередь, настаивают: свобода слова – базовая ценность, однако она не может превращаться в инструмент безответственного распространения недостоверной информации или в механизм давления.
Конфликт между Freedom Finance и КазТАГ в итоге вышел за рамки корпоративного спора и стал тестом для всей медиасферы. Следствие продолжается, впереди — судебное разбирательство. Именно суду предстоит ответить на главный вопрос этого дела: где проходит граница между свободой слова и юридической ответственностью за сказанное и опубликованное.