На финише года казахстанский сенат исполнил, наконец, решение Конституционного суда, принятое еще в июне 2023 года. Тогда стражи Конституции постановили: «Признать статью 13 Закона Республики Казахстан „О противодействии коррупции“ не соответствующей пункту 4 статьи 26 и пункту 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан в части установления ограничения права на свободу предпринимательской деятельности лиц, приравненных к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций…

Правительству Республики Казахстан не позднее шести месяцев после опубликования настоящего нормативного постановления внести в Мажилис Парламента Республики Казахстан проект закона о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан, регулирующие вопросы антикоррупционных ограничений для государственных служащих и лиц, приравненных к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, с учетом правовых позиций Конституционного суда Республики Казахстан, изложенных в настоящем нормативном постановлении».
В «переводе» на общепринятый язык это значит, что существующий до сих пор тотальный запрет всем госслужащим заниматься предпринимательством в скором будущем отменят.
Для чего это делается? С одной стороны, для восстановления права гражданина РК и индивидуального предпринимателя Бельгибаева А. А. совмещать руководство коммунальным государственным предприятием (то есть госслужбу) с владением частной парковкой.
Но, с другой стороны, пример этого гражданина станет прецедентом для десятков тысяч ему подобных по всей стране, как надеются власти. Иначе говоря, целая армия «государевых людей» пополнит ряды МСБ, которые рискуют существенно поредеть после вступления в силу с 1 января нового Налогового кодекса.
Однако надежды на массовый приток действующих чиновников в ряды предпринимателей могут оказаться сильно преувеличенными. И прежде всего — из-за высокой вероятности так называемого «конфликта интересов». Предположим, что завтра условный директор средней школы или колледжа откроет частную пекарню и после служения Отечеству на ниве просвещения станет выпекать булки. Формально эти две сферы его деятельности никак не соприкасаются. Но фактически он, используя «завязки» в местном управлении образования, вполне может сподобить чиновников заключить договор о поставках в столовые школ и колледжей продукции именно его пекарни. Что это, если не тот самый «конфликт интересов» — да еще и с явным коррупционным подтекстом? А это уже — повод для пристального интереса со стороны Антикоррупционной службы КНБ. Со всеми, как говорится, вытекающими…
И подобная участь, скорее всего, может ждать любого чиновника средней руки, пожелавшего «подработать» на поприще предпринимательства. Тех же, кого минует угроза «присесть» на нары, начнут под разными предлогами «тормозить» в карьерном росте — дескать, тебе зачем, если у тебя есть «дело»?
Что касается «головки» правительства и квазигоссектора, их «служение Отечеству» и без того завидно кормит. Зарплаты министров приравнены к окладам руководителей квазигоссектора, а последние еще и немалые бонусы получают. При таких доходах даже крупный бизнес покажется малым. Неизбежно захочется большего. А там и пресловутый «конфликт интересов» замаячит.
Вот почему для этих птиц высокого полета авторы законопроекта сохранили запрет заниматься бизнесом. И здесь они могут смело ссылаться на мировой опыт, каковой поминают постоянно — зачастую для красного словца.
Правда, в качестве «утешительного приза» министрам и «госТОПам» разрешат сдавать в аренду свои квартиры, пока они пользуются служебным жильем. Впрочем, им и сейчас ничего не мешает делать это, переписав «кровные» квадратные метры на родственников и свойственников. А теперь — спасибо законодателям! — даже «шифроваться» не придется…