«Магазины у дома» хотят свободы от адмрегулирования торговых надбавок на СЗПТ, сообщает Bizmedia.kz.

Демократическая партия «Ак жол» просит: установить, что расширенный перечень СЗПТ применяется только к субъектам крупного сетевого ритейла, освободить магазины у дома от адмрегулирования торговых надбавок на СЗПТ, а при сохранении регулирования — обеспечить через СПК доступ к дешёвому закупу СЗПТ, включая централизованные поставки и прямую работу с отечественными производителями без посредников, сказал депутат Олжас Нуралдинов, озвучивая свой запрос на пленарном заседании мажилиса.
Планируемое увеличение перечня социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ) с 19 до 33 позиций при сохранении действующего механизма ценового регулирования создаёт для магазинов у дома риск невозможности дальнейшей деятельности, банкротства и закрытия торговых объектов. Экономическая модель магазинов у дома принципиально уязвима для адмрегулирования. Средняя маржинальность их — 2–8%, позволяет покрывать лишь базовые издержки: аренду, зарплату, логистику и коммунальные услуги.
Также, 14 позиций из 33 СЗПТ — скоропортящаяся продукция с особыми условиями хранения и минимальными сроками годности, что ведёт к росту списаний и дополнительным убыткам.
Существенная часть магазинов у дома работает в аренде, а коммунальные платежи за последние годы выросли на 40–50%. При предельной торговой надбавке 10–15% и уплаты налога с оборота до 4%, с учётом всех обязательных расходов, фактическая маржа становится отрицательной, работа — в убыток.
Также, магазины у дома фактически исключены из системы дешёвого закупа и прямых поставок.
Магазины у дома, как правило, — семейный бизнес. Один такой магазин в среднем обеспечивает занятость от 3 до 5 человек. Массовое закрытие магазинов у дома приведёт к утрате тысяч рабочих мест, снижению доступности продуктов и росту социальной напряжённости.