Ситуация на рынке логистики и грузоперевозок Казахстана постепенно меняется, хотя адаптация к изменившимся условиям по-прежнему — главный вызов для компаний. Спрос на услуги перевозчиков выше, чем до кризиса, в том числе, из-за развития e-commerce.

Эксперты полагают, что не хватает законодательных решений, но, тем не менее, реформы могут вывести Казахстан в лидеры грузовой авиации Евразии за 5–7 лет. Главной причиной перемен стала переориентация товарных потоков на восток и юг. Рост грузопотока через погранпереходы с Китаем и странами Центральной Азии привел к перегрузке ключевой инфраструктуры. О сокращении транзитного времени правительство пока не говорит, а лишь о сокращении времени прохождения транспорта через некоторые пункты пропуска.
Рынок e-commerce в Казахстане — $7,5 млрд
По итогам 2024 года объем рынка электронной коммерции в стране составил около $10 млрд, по данным исследования Baker Tilly, при этом доля объема розничной торговли, по данным Бюро нацстатистики — 14,1%. По мнению экспертов, размер e-commerce в Казахстане составляет $7,5 млрд. Вице-министр финансов Ержан Биржанов отмечал, что за последние 4 года объем электронной коммерции в Казахстане вырос в 6 раз, и прогнозируется ежегодный рост на 20%.
Этап развития логистики сегодня эксперты называют временем поиска баланса между стоимостью и скоростью доставки. Причём, коренные изменения уже намечены: регионализация, формирование новых логистических коридоров и оперативное внедрение технологий.
Компании вынуждены инвестировать в развитие компетенций в области таможенного оформления и работы с новыми странами. Основным конкурентным преимуществом становится не столько цена, сколько надежность, предсказуемость и гибкость логистических решений. И пока эта тенденция сохраняется.
Еще один вызов — проблема «последнего километра». Она проявляется, в основном, в сфере розничной торговли и обострилась из-за бурного развития систем доставки. Товар от ближайшего логистического узла, например магазина, до конечного потребителя перевозится, в основном, курьерами, что резко контрастирует с высокомеханизированными операциями с грузами на маршруте товара. А ручной труд дорог и низкопроизводителен, что отражается в быстрорастущих зарплатах курьеров и высоком спросе на них на рынке рабочей силы. Издержки ложатся, конечно, на потребителя.
Связь и сервис для специалистов снижают качество прохождения границ ЕАЭС
Снижают качество прохождения границ ЕАЭС связь в приграничных районах, ограниченный сервис для водителей и комплектность и условия работы специалистов.
«Для устойчивого эффекта модернизации и повышения качества прохождения границы остаются открытыми вопросы: по качеству связи в приграничных районах, влияющей на бесперебойную работу электронной очереди и цифровых сервисов, ограниченной дорожной и сервисной инфраструктуры для водителей и укомплектованности и условий труда специалистов, работающих на границах ЕАЭС, что влияет на полноту таможенного контроля и уровень экономической безопасности», — сказал министр финансов Казахстана Мади Такиев.
Три ТЛЦ работают на границе с Китаем. Открыт СВХ для крупногабаритного транспорта возле «Нур Жолы». Новые объекты заработали на «Б. Конысбаева» и «Бахты». С частными инвесторами запущены на границе с Китаем три автохаба.
Также, планируется открытие двух новых СВХ на «Атамекене» и «Казыгурте», добавил Такиев.
Как стало известно в конце недели, Китай выделяет около $50 млн на строительство автоматизированных логистических центров на «Бахты—Покиту». Проект предусматривает применение беспилотных электрошаттлов, интеллектуальной логистики, AGV-терминалов, зарядной инфраструктуры и интеграцию цифровых систем Казахстана и Китая. В итоге должен появиться один из наиболее технологичных транспортных коридоров региона.
Цифровизация таможенного администрирования завершается, по словам Такиева, переходом на единую платформу Keden, которая заменит три действующие системы и обеспечит автоматизацию ключевых процедур. Внедрены 16 модулей из 20, включая таможенный транзит, интегрированный контроль и предварительное информирование.
На сегодня есть:
- автоматический выпуск части транзитных деклараций
- сокращение времени оформления транзита с 30 до 10 минут, контейнерного поезда — с 3 часов до 30 минут
- интеграция смежных служб по принципу «одного окна»
- исключена некорректная бронь электронной очереди, усилен контроль по VIN-кодам, выделены слоты для скоропорта, опасных грузов, животных и экспорта
- сервисы переведены на 4 языка и связаны с мессенджером WeChat
- взаимно признаны снимки инспекционно-досмотрового контроля (ИДК) и элементы «бесшовного транзита» с Китаем и Узбекистаном
- внедрен ИИ для автоанализа ИДК и выявления несоответствий.
Модернизация девяти пунктов пропуска таможенной инфраструктуры завершается:
- введены в эксплуатацию четыре: два на границе с Китаем и два на границе с Узбекистаном
- на неделе были запущены еще «Казыгурт» и «Темир-баба», 25 декабря — должны запуститься «Тажен», «Майкапчагай», «Бахты»
- реконструируется также «Жибек Жолы» на казахстанско-узбекской границе, ожидаемый рост пропускной способности до 70 тыс. человек и 2 тыс. машин в сутки
- пилот введения круглосуточного режима на пункте пропуска «Нур Жолы» показал рост потока в 2 раза за два года — с 245 тыс. в 2023 году до 453 тыс. машин, пропускная способность в обе стороны — 1 800 машин в сутки
- ожидаемый рост после завершения проекта — до 5 млн машин в год.
Эффект для бюджета и транзита: поступления таможенных платежей за 11 мес. выросли на 16% к 11 мес. 2024 года или 566 млрд тенге, операции перенесены в транспортно-логистические центры (ТЛК) и склады временного хранения (СВХ).
За январь-октябрь транзитные грузы выросли лишь на 5%
Дорогие кредиты и запчасти, рост расходов на лизинг и затраты могут привести к резкому скачку тарифов. В условиях дисбаланса спроса и предложения услуг автоперевозок больше всего страдают именно небольшие компании, которые не могут компенсировать растущие затраты. Небольшие перевозчики, похоже, так и будут уходить с рынка. Еще и привлекательность профессии дальнобойщика или водителя снижается. Средний возраст работника — под 50 лет, но и они все чаще уходят, говорят эксперты, из профессии, а новое поколение — не идет.
Рост автомобильной грузоперевозок, даже по официальным данным, составил всего лишь 1,7% или 288 млн т.
За январь-октябрь 2025 года выросли: транспортные услуги — на 21%, инвестиции в основной капитал — на 18%, транзитные грузы — на 5% до 29,4 млн т, заявил министр транспорта Казахстана Нурлан Сауранбаев на заседании правительства в минувший вторник.
Для роста транзитного потенциала строят и ремонтируют в 2025 году 13 тысяч км автодорог. 93% республиканских дорог находятся в нормативном техническом состоянии. Модернизируются пункты пропуска на внутренней границе и до конца 2027 года планируется завершить 37 пунктов.
«В целях снижения нагрузки на бюджет поэтапно внедряются платные участки на дорогах республиканского значения. На платных дорогах система KazToll позволила обеспечить сборы на сумму 79 млрд тенге», — сказал министр транспорта Казахстана Нурлан Сауранбаев.
Основной фактор эффективности автодорог — цифровые решения. Поэтому в рамках e-Joldar формируются цифровые паспорта дорог, что позволит позже внедрять беспилотные автомобили.
Ежегодно проводится дорожная диагностика с использованием технологий ИИ. Из 220 автостанций измерения сохранности дорожного полотна введены в эксплуатацию 71 или только 32%.
Автостанции измерения выявили больше нарушений и уровень поступлений в бюджет вырос в 10 раз. Интеграция с генпрокуратурой позволила по итогам 5 мес. года оформить более 10 тысяч предписаний об уплате штрафа.
Автоперевозка грузов идет с 42 странами. В прошлом году с Китаем и Узбекистаном иностранные бланки разрешения в бумажном виде переведены в электронный формат. Пока ведутся техработы по интеграции с системой Азербайджана и ожидается реализация таких работ с Турцией и Кыргызстаном. Цифровизуются сопроводительные документы.

Прорабатывается присоединение к конвенции для применения e-CMR в международных перевозках. Затем планируется начать интеграцию с соседними странами через национальный шлюз.
Принцип «тариф в обмен на инвестиции» немного запоздал
Чтобы к 2040 году 20% грузопотока между Азией и Европой проходило через Казахстан по воздуху, требуется не ремонт полос, а трансформация аэропортов из точек дозаправки в полноценные мультимодальные хабы, считает, излагая свою позицию по вопросу, в том числе, на своей странице в Meta, эксперт авиаотрасли Серик Мухтыбаев.

Чтобы называть аэропорт «международным грузовым хабом», он должен иметь к ВПП наземную специнфраструктуру:
- достаточные складские помещения, включая терминалы с регулируемой температурой для скоропортящихся продуктов и ценных грузов
- электронные системы обработки документации и внедренный стандарт e-Freight, который позволяет грузу проходить границы «бесшовно»
- должна быть скоординированная работа всех служб: аэропорта, пограничников, таможни и санконтроля.
Казахстан только начинает работу по изменению законов и инфраструктуры, чтобы соответствовать этим стандартам.
Казахстан географически — на идеальном перекрестке воздушных коридоров.
Транзитный потенциал — огромный, но для его реализации надо действовать комплексно:
- расширить аэронавигационные коридоры и повысить качество обслуживания воздушного движения
- применять дифтарифы, которые сделают пролет через страну экономически выгодным
- обеспечить аэропорты достаточным и доступным авиатопливом, чтобы зарубежные суда садились на дозаправку и этим начать привлекать транзитные грузы для обработки и дальнейшей отправки
- перевозчикам Казахстана кооперироваться с международными альянсами, чтобы расширять географию полетов.
Принцип «тариф в обмен на инвестиции» — даже немного запоздалое решение, считает Мухтыбаев.
Тарифы аэропортов в Казахстане десятилетиями искусственно сдерживались и оставались на одном уровне, несмотря на девальвации и инфляцию. Это привело к тому, что доходы аэропортов покрывали только текущие расходы — зарплаты и мелкий ремонт. На развитие инфраструктуры денег просто не оставалось, что привело к стагнации и износу. Жесткое регулирование сделало аэропорты непривлекательными для инвесторов — даже попытки приватизации не давали результата. Переход к свободному регулированию тарифов в обмен на обязательства инвестиций позволит аэропортам новые терминалы, технику и развитие маршрутной сети.
Без казахстанского авиатоплива JET A-1 говорить о статусе транзитного хаба не стоит
Дефицит авиатоплива — главная причина высокой цены авиауслуг. Сейчас аэропорты покрывают дефицит за счет импорта из России. Кардинальное решение — переход на международный стандарт топлива JET A-1. Нужно принять нормативную базу и разработать Дорожную карту постепенного перехода. Стратегическая задача — это, конечно, топливная независимость. Нужно увеличивать собственное производство авиатоплива международных стандартов. Без этого говорить о статусе транзитного хаба невозможно.
Кадровый голод в авиации — общемировая проблема, не только казахстанская. У нас подготовку ведет Академия гражданской авиации, плюс авиакомпании сами учат специалистов в своих центрах. Проблема — в отсутствии системности. Минтранс и Минпросвещения часто работают по разным программам, нет четкого понимания баланса спроса и предложения. Поэтому авиакомпаниям проще нанять готового экспата, чем ждать подготовки местного специалиста. Бюджет выделяет деньги на обучение, но потом возникает проблема с трудоустройством. Нужна единая стратегия, синхронизированная с реальными потребностями рынка.
Грузовая нацавиакомпани должна встроиться в мировые цепочки поставок
Грузовые перевозки кардинально отличаются от пассажирских. Здесь авиация — лишь часть цепочки «от двери до двери». Грузовая авиакомпания выступает как консолидатор грузов. Чтобы новая компания стала драйвером, а не просто еще одним оператором, ей необходимо выстраивать связи с глобальными логистическими игроками и предлагать конкурентную цену. Главное условие успеха — правильная тарифная политика и качество услуги, позволяющее встроиться в мировые цепочки поставок.
В целом, эти реформы могут вывести Казахстан в лидеры грузовой авиации Евразии за 5–7 лет при условии:
- кардинального пересмотра законодательной базы и создания СЭЗ в аэропортах для открытия заводов по сборке высокотехнологичной продукции из импортных комплектующих для последующего экспорта воздухом
- развития конкуренции и доступе иностранных компаний к рынку Казахстана
- стимулирования покупок новых грузовых самолетов.
Воздушным транспортом за январь-октябрь 2025 года перевезено на 6,5% больше пассажиров — 13,1 млн. Основным цифровым инструментом при перевозке грузов воздушным транспортом является по стандарту IATA, система e-Freight. Ее используют все аэропорты и авиакомпании страны.
Грузовые железнодорожные перевозки выросли на 7,9% до 380 млн т. Инициативы по цифровизации отрасли, такие как Digital Trade Coridor, электронное декларирование и единое окно услуг способствуют устранению барьеров. Комплексное решение, внедряемое компанией Wabtec, обеспечивает дистанционный мониторинг состояния подвижного состава и сокращает время диагностики.
Сейчас на железных дорогах насчитывается более 250 информсистем, проводится цифровая трансформация и формируется целевая IT-архитектуры с учетом международного опыта.
Платформа Smart Cargo, запущенная в октябре объединяет более 30 сервисов госорганов и планируется интеграция еще 47 сервисов частного и госсектора.
Не все сервисы подключены и работают
В результате принимаемых мер за 10 мес. 2025 года транзит через Казахстан превысил 29 млн т, показав реальные темпы роста. Конкуренции за транзит нарастает и надо расширять, по словам премьер-министра Олжаса Бектенова, потенциал транспортно логистической системы, нужна ускоренная цифровизация процессов на международных транспортных коридорах и пунктах пропуска. Грузоотправители выбирают маршрут по оперативности, предсказуемости и прозрачности транспортно логистических операций. Поэтому внедряются сквозные цифровые решения в логистике, включая экосистему Smart Cargo, направленную на онлайн мониторинг движения грузов и интеграцию цифровых частных и госплатформ по всему маршруту следования.
Однако на сегодня еще не все сервисы подключены и функционируют. Поэтому минтрансу с заинтересованными госорганами надо до 1 апреля 2026 года завершить полную интеграцию всех сервисов и информресурсов.
Требуют решения вопросы:
- качества автодорожной инфраструктуры — следует обеспечить цифровой мониторинг реализации автодорожных проектов, акиматам регионов — до 1 июля 2026 года завершить полную паспортизацию дорог местной сети
- запускаемая система е-Joldar должна стать основным инструментом учёта состояния дорог, фиксации дефектов и контроля исполнения работ в онлайн режиме.
В грузовых авиаперевозках надо ускорить переход на электронный документооборот по международным стандартам для скорости обработки данных, прозрачности и доверия со стороны бизнеса и иностранных партнёров и до 1 марта 2026 года завершить комплексную интеграцию с информационной системой «e-Freight».
На железных дорогах — продолжить внедрение сквозных цифровых решений, за месяц выработать меры по сокращению времени обработки грузов на пограничных и узловых станциях, повышению предсказуемости графиков и удобства для грузоотправителей.
Для улучшения сервисной инфраструктуры вдоль транспортных путей привлекать частные инвестиции.