Начиная с прошлого года маслихаты большинства регионов воспользовались своим правом и снизили ставку текущего розничного налога с базовых 4% до 2–3%. Казалось бы, настал идеальный момент, чтобы «обелиться», забыть про серые схемы и спать спокойно. Однако очередей из желающих раскрыть свои реальные доходы не наблюдалось. Причина — в новых правилах игры, которые вступают в силу с 2026 года. Bizmedia.kz разбирался, почему новый Налоговый кодекс может стать ловушкой для МСБ.

Прямо сейчас (до конца 2025 года) действуют правила, которые выглядят как мечта. Если предприниматель переходит на спецрежим розничного налога, он освобождается от НДС и благодаря решениям маслихатов платит 2–3% от оборота. Условий такой сделки с государством всего два. Первое — оборот не должен превышать 2 млрд тенге. Кроме этого, надо показать реальные доходы. Казалось бы, идеальный расклад — МСБ получает понятный налог без сложных бухгалтерских расчетов, а государство — сокращение теневой экономики.
Тройной тариф
Однако с 1 января 2026 года вступает в силу новый Налоговый кодекс. СНР розничного налога отменяется. Все, кто на нем сидел, должны перейти на обновленный СНР на основе упрощенной декларации. Условия нового режима на первый взгляд тревоги не вызывают. Лимит по обороту остается на том же уровне. То есть риски неожиданно стать плательщиком НДС минимальны. Но возникает другая проблема — цена вопроса.
Базовая ставка для новой «упрощенки» устанавливается на уровне тех же 4%. При этом маслихаты получают расширенные полномочия по ее корректировке. Они могут не только снизить ставку до 2%, но и увеличить до 6%. Другими словами, те, кто рискнул выйти из тени в предыдущие годы, попадают в полную зависимость от решения маслихатов. Получается своеобразная «налоговая рулетка». То есть предприниматель, который рассчитывал развитие своего бизнеса, ориентируясь на 2%, может проснуться с налогом в 6%.
Рост в три раза. И для низкомаржинального бизнеса, где чистая рентабельность часто не превышает 10–15%, налог с оборота в 6% — это смертный приговор. А вернуться в «тень» и отчитываться о низких оборотах уже не получится. Перейдя на розничный налог, бизнес показал реальные доходы. И система управления рисками (СУР) тут же выставит «красный флажок» при резком падении выручки. То есть можно сказать, что реестр плательщиков СНР розничного налога стал «расстрельным списком» для КГД.
Успеть переобуться
Помимо финансовой рулетки, новый кодекс готовит и административный стресс-тест. Переход с отменяемого розничного налога на новую «упрощенку» не будет автоматическим (в отличие от фермеров или самозанятых). Бизнесу дается жесткое «окно возможностей». Подать уведомление о применении нового режима нужно с 1 января по 28 февраля 2026 года. Те, кто не уложится в сроки, неважно по какой причине, «слетят» на общеустановленный режим (ОУР). Причем автоматически. Это означает НДС, КПН и полный бухгалтерский набор. Учитывая традиционную забывчивость предпринимателей и технические проблемы налоговых серверов в отчетные периоды, начало 2026 года обещает быть жарким.
Еще одна, чисто рыночная проблема. По «упрощенке» нельзя будет работать с крупным бизнесом и квазигоссектором, где самые «вкусные» контракты. В итоге компании на СНР оказываются в своеобразном «рыночном гетто». Они смогут комфортно работать только с такими же предпринимателями. Путь к крупным тендерам для них закрыт, что будет сдерживать переток малого бизнеса в средний, а среднего — в крупный.
Уход в тень
Ранее неоднократно экономисты говорили о непредсказуемости налоговой политики, что провоцирует рост теневой экономики. И новый Налоговый кодекс был призван решить эту проблему. То есть дать гарантии бизнесу, что можно планировать свое развитие на долгосрочный период. Ни один инвестор не вложится в проект, где налоговая нагрузка может утроиться элементарным голосованием на местном уровне. МСБ становится заложником бюджетного дефицита региона.
Если в 2026 году Минфин решит, что идет недобор по налогам, то 2% могут легко превратиться в 6%. Стабильностью и предсказуемостью это назвать сложно. В таких условиях самой безопасной бизнес-стратегией остается глухая «тень» и работа за наличку — единственная зона, где пока не видит око цифрового налоговика.