8 декабря мажилисмен Мурат Абенов провёл громкий прямой эфир в парламентском инстаграме.

Он сделал немало резких заявлений – о намерениях депутатов бороться с некачественным строительством жилья, например. Парламентарий предложил наказывать за плохое качество новых ЖК тюрьмой, что несомненно понравится избирателю. В самом деле, в последнее время информационные ленты пестрят сообщениями о многочисленных ЧП даже в элитных новостройках. А недавняя гибель фельдшера скорой помощи под обломками фасада одной из столичных высоток вызвала шквал возмущения в обществе.
Так вот, г-н Абенов заявил, что за плохое строительство нужно сажать в тюрьму и показывать аресты по телевизору. Он уверен, что качество недвижимости в Казахстане не улучшится под влиянием одной только рыночной конкуренции между застройщиками. К слову, идея показывать аресты недобросовестных девелоперов и чиновников-коррупционеров в прямом телеэфире давно воплощена в соседнем Китае – причём как совместный проект госТВ и антикоррупционного ведомства.
Нет сомнений в том, что демонстрация в телеэфире роликов КНБ, поглотившего, как известно, Антикор, с кадрами «вязания» недобросовестных застройщиков и корыстолюбивых чиновников (без вторых, как доказывает практика, первые не получили бы разрешения на строительство), – перспективное дело. Такие сюжеты, транслируемые в прайм-тайм, не только придадут дополнительный импульс жилищному рынку, но и существенно поднимут рейтинг казахстанских телеканалов, заполненных сегодня развлекательным контентом – зачастую сомнительного качества.
Несомненно, найдёт живой отклик в массах и другой призыв мажилисмена:
«Можно обращаться к продавцу, и если он в течение 10 дней не отвечает, то в суд может подавать. Но я обычно людям говорю: сразу в суд подавайте, зачем по коридорам ходить. Каждый гражданин имеет право на правосудие. Я знаю, что судьи иногда говорят, мол, сначала туда обратись, сюда обратись. Но это неправильно. Просто судьи иногда не хотят заниматься».
Это он по поводу ужесточения штрафных санкций для бизнеса за нарушение прав потребителей. На словах выходит вполне логично – и почти так же красиво, как с прямыми телеэфирами:
«Мы увеличиваем штрафы за нарушение прав потребителей. То есть он деньги вернёт и сверху штраф вернёт. Впервые мы написали так, чтобы бизнес был заинтересован в том, чтобы вопрос решился. Например, 1 млн тенге он вернёт за товар, плюс 100 тыс. тенге штрафа должен вернуть. Бизнесу должно быть невыгодно нарушать права потребителей».
Правда, о том, справятся ли наши суды с валом исков облапошенных потребителей, депутат не рассказал. Зато, если эта норма войдёт в конечную редакцию закона о защите их прав, то именно этим законом, а вовсе не пресловутым Налоговым кодексом, коммерсанты будут пугать своих детей, отказывающихся есть кашу или вовремя отходить ко сну.
В общем, чем ближе выборы в новый однопалатный парламент, тем интереснее становится наблюдать за старым.