Выступая на церемонии чествования лауреатов премий «Алтын сапа» и «Парыз» и победителей республиканского конкурса «Лучший товар Казахстана», президент Казахстана послал в общество несколько знаковых месседжей.

Во-первых, малый и средний бизнес впервые признан полноценной стороной общественного договора – раньше этого неофициального статуса удостаивался лишь крупный бизнес, перед капитанами которого регулярно ставились ультиматумы – то возвращать оказанную государством помощь, то перечислять деньги в обильно создаваемые властью «добровольно-принудительные» фонды, вроде «Қазақстан халқына» (о деятельности которого, кстати, уже довольно долго нет вообще никаких новостей). В отличие от больших предпринимателей, малых сложнее «взять за руку и отвести в суд» – им зачастую просто нечего терять, а с них, в свою очередь, нечего взять – кроме обязательных налогов.
Во-вторых, Касым-Жомарт Токаев впервые признал: объем глобальных (иностранных) инвестиций в Казахстан неуклонно снижается, а потому «приоритет должен отдаваться предприятиям, способным конкурировать на экспортных рынках, использующим отечественное сырье и осуществляющим трансфер передовых технологий и инноваций». Иначе говоря, МСБ становится не просто «фигурой речи» в отчетах министров и акимов, не просто цифрой доли в ВВП, которой можно мериться с другими странами, и даже не просто дойной коровой для местных бастыков. То есть все это, конечно, никуда не денется: и хвалиться ростом МСБ будут, и доить его не перестанут. Но теперь вынужденно перенесут акцент с легкого и быстро ликвидного «купи-продай» на более затратное, технологичное и, как следствие, более конкурентоспособное «разработай-произведи-продай». Ну и прибылью, само собой, с государством поделись.
А за это получишь от государства разнообразные «плюшки» – начиная с финансовой подпитки по линии щедро «заправленного» деньгами Нацфонда и переименованного – из управляющего в инвестиционный – холдинга «Байтерек» до специально для бизнесменов придуманного ордена «Мейірім», которого, по словам президента, «будут удостаиваться предприниматели, проявившие себя на ниве благотворительности и социальной ответственности».
«Полагаю, некоторые присутствующие здесь предприниматели уже в следующем году будут награждены этим высоким по статусу орденом. Это станет знаком особого уважения ко всем представителям бизнеса в нашей стране», – добавил президент, дав тем самым понять: власть уже наказала всех акул бизнеса, до кого смогла дотянуться, а с рыбешкой поменьше это не работает – потому ей помогут, а в особых случаях даже наградят.
И, наконец, в-третьих, еще один сигнал от главы государства:
«В то же время ко мне поступают обращения бизнеса по вопросам реализации некоторых норм нового Налогового кодекса. Суть данных обращений известна, они публикуются и средствами массовой информации. Правительство тщательно проанализирует их и, полагаю, найдет разумный баланс. Собственно говоря, другого варианта нет. Это задача общегосударственного масштаба. Особое внимание надо уделить совершенствованию налогового администрирования».
Иначе говоря, очень даже вероятно, что введение в действие не без проблем принятого парламентом нового Налогового кодекса будет отсрочено – до тех пор, пока не найдется «разумный баланс». А его поиски, как показывает практика, могут затянуться…