За первые девять месяцев текущего года автокредитование показало взрывной рост: количество поданных заявок увеличилось на 48%, практически повторив прошлогоднюю динамику в +50% год к году, сообщает Bizmedia.kz.

Как отмечают аналитики Ассоциации финансистов Казахстана, этот всплеск интереса связан с тем, что автокредитование реагирует на улучшение условий кредитования быстрее других. Автомобили становятся для многих заёмщиков не только средством передвижения, но и рабочим инструментом. Они работают в такси, курьерских служб и малого бизнеса, а также для банков и дилеров, которые активно запускают акции и расширяют ассортимент программ. Даже когда финансы ухудшаются, это поддерживает спрос.
Высокий приток заявок привёл к росту реальных выдач: автокредитование стало лидером по темпам прироста новых займов среди всех розничных сегментов — +47%, тогда как годом ранее показатель составлял 35%.
Ускорение выдач обеспечили несколько факторов:
- расширение продуктовой линейки
- агрессивные маркетинговые кампании
- акционные ставки
- рост платёжеспособного спроса (увеличилась доля одобрений)
- послабления в расчёте коэффициента долговой нагрузки.
На этом фоне доля автомобилей, приобретённых в кредит, выросла почти вдвое — с 38% до 66%.
Средневзвешенная ставка по автокредитам снижалась в первой половине года. Но затем начала быстро возвращаться к прежним уровням. Это из-за завершения отдельных акций, удорожания фондирования и общего подъёма ставок в системе.
Доля одобрений по заявкам поднялась с 16,5% до 17,5%, чему способствовали рост зарплат (+11,3%) и занятости (+103 тыс. человек). Однако показатель всё ещё заметно уступает среднему уровню по розничному кредитованию (27,1%) из-за более жёстких требований: крупные суммы, длительные сроки и консервативный риск-аппетит банков на фоне ужесточения монетарной политики.
Просрочка по автокредитам остаётся ниже среднерыночной — 3,3% против 4,0% в целом по розничному сегменту. Это объясняется качественным составом клиентов и наличием залога, который дисциплинирует заёмщиков.
Дополнительный импульс сектору дал рост производства. Выпуск автомобилей в Казахстане за 9 месяцев 2025 года увеличился до 106,7 тыс. единиц. Годом ранее ыло 91,0 тыс. Доля произведённых в стране авто в общем числе регистраций поднялась до 11% вместо прежних 6%.
Автокредитование постепенно снижает темпы
Тем не менее рынок постепенно подходит к развороту цикла. Это уже заметно по удорожанию кредитов и замедлению выдач. В IV квартале ожидается охлаждение спроса из-за более жёсткой денежно-кредитной политики, новых регуляторных ограничений и завершения льготного ввоза отдельных категорий авто, включая электромобили.
Как итог, в январе–сентябре 2025 года автокредитование продемонстрировало двузначный рост по всем ключевым показателям:
- заявки: +48%
- новые выдачи: +47%
- портфель: +35%
Эта синхронная динамика укрепила за сегментом статус самого быстрорастущего направления розничных займов. В результате доля автокредитов в новых выдачах населению выросла с 9,5% до 12,4%, а в портфеле — с 13,7% до 15,9%. Это отражает устойчивый спрос на автомобили для личных и предпринимательских целей. А так же смещение рынка в сторону обеспеченных продуктов, которые остаются более доступными при высокой ставке.
Однако в августе-сентябре проявились первые сигналы торможения: ставки по автокредитам выросли на 350–410 б.п. А объёмы новых выдач снизились на 14–17%. Это говорит о том, что сектор достиг локального пика. Дальнейшее развитие будет зависеть прежде всего от ограничений денежно-кредитной и макропруденциальной политики.
В IV квартале ожидается дальнейшее умеренное охлаждение: повышение базовой ставки и ужесточение требований банков сократят доступность кредитов. Рост может продолжиться, но уже в более спокойном, равномерном темпе. Дополнительное замедление возможно из-за частичного перераспределения спроса в сторону новой программы автолизинга.