В сети опять разгоняется тема, что по КТК все равно «идёт нефть Запада» или почему «за 30 лет Казахстан не построил альтернативу». Об этом сообщает Bizmedia.kz со ссылкой на ENERGY MONITOR.

КТК — это главный экспортный маршрут, на которого приходится уже более 80% всей экспортной нефти Казахстана (с расширением Тенгиза доля лишь будет нарастать). Это не менее 55 млн тонн или не менее $30 млрд экспортной выручки в год. Из них 1/3 (более $10 млрд) поступает в госказну. Это порядка 20% всех налоговых поступлений Казахстана.
Нефтепровод КТК не принадлежит России, а является международным проектом с применением английского права. КТК стал самым маржинальным нефтепроводом в мире для своих акционеров — $1 млрд дивидендов в год, где КМГ получает порядка $200 млн в год. Налоговые выплаты КТК только в Казахстане составляют $100 млн ежегодно.
Для сравнения — нефтепровод БТД (Баку-Тбилиси-Джейхан) все еще не вышел на окупаемость. КТК обходится казахстанским грузоотправителям в 3 раза дешевле чем БТД.
Это не Казахстан, а грузоотправители выбирают самый оптимальный для себя маршрут (невозможно их заставить отгружать по дорогому маршруту).
Кстати, уже год как создана Рабочая группа с участием 8 компаний, которые рассматривают дополнительный маршрут по экспорту нефти до Баку (нефтепровод из Атырау до Актау, далее танкерами либо строительство трубы по дну Каспия). Акционеры лишь изучают возможность, но даже при положительном решении — новый маршрут не заменит КТК (70 млн тонн против 20 млн тонн). Уверен, что акционеры будут тянуть как с Карачаганакским ГПЗ.
Так что стабильная работа КТК очень важна для нашей страны и правильно, что МИД РК отреагировал на атаку КТК.