Почти ничего не происходит. Люди поддерживают переход к экономике замкнутого цикла, но спрос опережает возможности: потребителям не хватает информации, инфраструктура сбора и переработки отходов не развиты. Акимат Алматы, например, пока занят сменой одних контейнеров на другие, более новые. Бизнес, может, и рад бы инвестировать в переработку, да там уже — госкомпании, которые ничего толком не делают, но рвутся управлять, регулировать. Алматинцы платят 719,5 тенге с человека за вывоз отходов, но это, оказывается, мало и им надо готовиться к росту тарифа.

Не знают, сколько в стране отходов, но концепцию управления ими разработали
Основная доля отходов в Казахстане — промышленные, сказал на заседании правительства и.о. министра экологии и природных ресурсов РК Жомарт Алиев. Ежегодно образуются сотни миллионов тонн вскрышных пород, хвостов и техногенных минеральных образований. У предприятий-владельцев нет стимулов или обязательств по их переработке и массы отходов размещаются на объектах хранения, создавая экологические риски.
В коммунальном секторе образуется около 4,5 млн тонн ТБО в год, но доля переработки остаётся на уровне 25–26%. Остальные отходы вывозят на полигоны, большинство из которых не соответствует экологическим и сантребованиям. Пищевые отходы, в зависимости от региона, составляют до 30–40% массы ТБО, но инфраструктуры для их переработки почти нет.
[Два года назад цифры — данные Института экономических исследований, были те же. Ничего не изменилось].
Строительные отходы, несмотря на законодательный запрет на их захоронение, попадают на полигоны. Число стихийных свалок растет.
Минэкологии разработало концепцию по управлению всеми видами отходов, посетовав на недостоверный учёт и фрагментарную статистику, сообщил и.о. министра:
- до 30% отходов не отражаются в отчетности, они — вне системы контроля
- лишь 10% предприятий сдают отчетность электронно
- данные госкадастра отходов и комитета геологии по техногенным минеральным образованиям расходятся в 5 раз — 10,2 млрд и 53,6 млрд тенге.
Сектор переработки отходов экономически, по оценке Алиева, непривлекателен: тарифы на ТБО не покрывают реальные издержки, предприятиям дешевле платить штрафы, чем перерабатывать промотходы, отсутствие статистики отходов сдерживает привлечение инвесторов в переработку.

Он предложил провести разовую легализацию, которая позволит собственникам отходов без последствий задекларировать фактически накопленные объёмы, не зафиксированные в отчетах.
Также, финансирование строительства современных полигонов ТБО за счет утиль платежей по аналогии с проектами по переработке отходов, пересмотр тарифов: индексацию каждые 3 года и экономическое обоснование, разработку налоговых льгот и субсидий, изменение системы РОП (расширенной ответственности производителя — процедуру, обязывающую производителя и импортёров товаров обеспечить утилизацию своей продукции, в том числе упаковки, после использования), формирование ответственности у населения и бизнеса, предложил Алиев.
Для утилизации неперерабатываемых фракций отходов Минэкологии планирует строительство 3 мусоросжигательных заводов в Астане, Алматы и Шымкенте. В 2025 году подписаны соответствующие соглашения об инвестициях с китайскими инвесторами. Общий объем инвестиций — 293 млрд тенге. Срок строительства — 2 года.
В проекте концепции предусмотрены ключевые целевые индикаторы, отражающие переход к системному управлению отходами:
- 100% инвентаризация всех видов отходов, кроме радиоактивных
- рост объема промотходов, вовлечённых во вторичный оборот на 10%
- снижение коммунальных отходов, направляемых на полигоны, не менее чем на 10%.
Как может работать с таким результатом Жасыл Даму более 3 лет?
Министерство, по словам Алиева, налаживает инфраструктуру. Так, в рамках запущенного более года назад механизма льготного финансирования проектов в сфере управления отходами за счет утиль платежей АО «Жасыл даму» одобрено 60 проектов, из которых профинансировано: 22 проекта на 89,4 млрд из общей суммы — 185 млрд тенге.
[Финансирование поставлено на паузу? Есть уже где-то удорожание оборудования, текущих поставок, смены поставщиков и другого? Нужна актуализация финансовой модели? Впрочем, премьер Олжас Бектенов, подводя итоги обсуждения вопроса, сделал акцент не на финансировании, а на реализации проектов.]
Из одобренных 60 проектов: 8 направлены на приобретение 92 мусоровозов, 19 проектов — по сортировке с общей мощностью 2,3 млн т в год, 33 проекта направлены на переработку с общей мощностью 920 тыс. т в год.
[А из профинансированных? — И.о. министра не указал.]
Реализация планируемых проектов позволит достичь 40% переработки отходов, считает Алиев и предлагает придать АО «Жасыл Даму» статус Наццентра управления отходами.
«Я выступал неделю назад в Астане в мажилисе по приглашению партии Республика. Они подняли тему отходов, почему я там и оказался. (…) А еще благодарен Маулену Ашимбаеву за то, что он пару дней назад поднял вопрос о полной непрозрачности деятельности «Жасыл Даму». А 3 месяца назад такой же запрос делала сенатор и реакция была — ноль», — пишет на своей странице в Meta эколог, руководитель проекта ECO Network Евгений Мухамеджанов.

На встречу, по его словам, был приглашен министр экологии, руководитель управления отходов министерства и весь головной состав их дочерней компании Жасыл даму. Совещание переносили несколько раз, чтобы на нем был министр. Он не пришел. Депутаты попросили зафиксировать неуважение правительства к парламенту.
«Хотя то, что я слушал дальше, показывало, почему он не пришел. Я бы на его месте также сделал», — пишет Мухамеджанов.
Все время встречи Минэкологии и Жасыл Даму толком ничего не могли объяснить, только показывали неинформативные цифры. Инициатор темы, депутат Нургуль Тау, не выдержала и сказала, что среди них нет ни одного специалиста, все — финансисты, менеджеры, айтишники. Никто не работал на реальном рынке и это видно по результатам. В сухом остатке, по мнению Мухамеджанова, за 3,5 года работы Жасыл Даму у них на счетах скопилось более 1 трлн тенге.
«Хотя могу в точной цифре ошибаться. Проблема именно в том, что мы, как люди, у которых они эти деньги собирают, не знаем. Коллектив выплатил себе в качестве зарплат и бонусов более $25 млн. Очень бы хотелось проверить достоверность данной цифры. Это цифру ранее озвучивали сенаторы и требовали провести аудит компании, их проигнорировали. Такие зарплаты и бонусы, видимо, согласовало министерство. При всех этих тратах результат — ноль. Это говорил Сергей Лущинский, кто в этой теме один из самых экспертных людей более 20 лет. И председатель ассоциации переработчиков шин Жулдыз» (возможно, Саулебекова).
Мухамеджанов плохо понимает, как может работать более 3 лет с таким результатом компания.
Какой вице-министр экологии несет за это ответственность? Где наши счетный комитет, прокуратура и другие компетентные органы? Почему они это допускают, когда государство по крохам ищет деньги для выплаты частным школам, врачам, учителям, на ремонт инфраструктурных объектов, задает он вопросы.
В мире утильсбор собирает не всегда государство. Это эффективнее может сделать, по его оценке, каждая отрасль. Например, все, кто продают что-то в картонной упаковке, могли бы сами решать вопрос, все производители напитков могли мы сами объединиться и собрать свои пластиковые бутылки или алюминиевые банки. Или это могли бы сами делать города, такие крупные, как Алматы. У города хватит собственных ресурсов и системы. И большинство перерабатывающих заводов здесь. И 30% продукции реализуется в Алматы.
«Министерство экологии забрало на себя несвойственные функции — строительство перерабатывающих и мусоросжигающих заводов. Это — не их дело. Этим должно заниматься министерство промышленности. А министерство экологии — следить, чтобы они не загрязняли. По результатам мы видим, что им это не под силу», — заключает эксперт.
А вот чем действительно должно заниматься министерство экологии — это:
- запрещать одноразовую тару, в том числе, проносить в нацпарки, парки и на реки все одноразовое, развивать службу экорейнджеров, досматривать людей и машины, чтобы исключать пронос мусора
- работать над унификацией всей тары, видов пластика, чтобы их легче было собрать
- внедрять единую стеклянную оборотную тару
- помогать работе всех сборщиков, чтобы сырье собиралось чистым и на этом их работа заканчивалась, дальше, это — уже производство и министерство тут ни причем.
А оно ничем из этого не занимается. Зато с большим удовольствием тратит огромные деньги на строительство заводов, которые, как мы видим, не работают, отмечает эксперт.
Задача такой маленькой, по населению и огромной, по территории, страны, как Казахстан — максимально исключить появление мусора и нестандартной упаковки, а то, что собрали, если нерентабельно здесь строить заводы, лучше вывезти в Россию или Узбекистан. Зачем нам внутри лишние загрязнители, считает Мухамеджанов.
В 200 раз сократились в Астане жалобы на невывоз отходов
В столице впервые оцифрованы все стадии работы с коммунальными и строительными отходами.
По коммунальным отходам внедрена информсистема Waste Management. Результаты: 100% охват и своевременность оказания услуг, сокращение жалоб с 200 до 1–2 в неделю, оптимизация маршрутов с учетом пробок и погодных условий, контроль GPS и фотофиксация «до» и «после» вывоза и анализ данных с использованием ИИ, — сказал на заседании правительства Казахстана, представляя городской проект концепции управления отходами на 2026–2030 годы, аким Астаны Женис Касымбек.
Ежедневно с территории города на мусоросортировочный завод вывозится 1 200 т отходов, называет точные цифры, в отличии от и.о. министра, аким Астаны.

Управление позволит корректно планировать инфраструктуру, рассчитывать нормативы и справедливые тарифы: привязывать тариф к реальному объему работ, учитывать операционные и инвестзатраты, устранять недостоверные данные, формировать привлекательную среду для инвестиций. Для столицы, это — возможность обеспечить стабильное финансирование, обновить технику, расширить сортировочные мощности, внедрить технологии. Система ежедневно дает рекомендации по частоте вывоза и объему задействованной техники.
Только с объектов сноса уже подтверждено более 3 700 рейсов, это — 61 000 т отходов, которые раньше не учитывались, говорит о корректируемой городом статистике, Касымбек.
По строительным отходам запущена, по его словам, платформа Smart Waste. Вся информация по стройкам и объектам сноса теперь — в единой цифровой карте. Система формирует электронные договоры с перевозчиками и переработчиками, через GPS отслеживает маршруты сбора ТБО, сравнивает плановый и фактический объем отходов.
Для роста доли переработки и утилизации коммунальных отходов совместно с китайским инвестором Шэнь-чжэн Энерджи Инвайрэнмент планируется строительство мусоросжигательного завода с выработкой электроэнергии: объем утилизации отходов — 1500 т/сутки, генераторный агрегат мощностью 50 МВт, объем инвестиций $180 млн, срок строительства — 36 месяцев. Подписано инвестсоглашение, строительно-монтажные работы начнутся в I кв. 2026 года, сказал Касымбек.
Акиматы как надо вопросы экологии не решают
Акимат Алматы организует озеленение, сообщил за рамками заседания правительства, акимат города. За год высажено около 5 тыс. крупномерных деревьев, 37 тыс. саженцев и 370 тыс. кустарников. Одновременно, с начала года составлено 6 тыс. протоколов, наложено 5,5 тысячи штрафов, сумма взысканий превысила 518 млн тенге. Проводится работа по контролю токсичности выхлопов автомобилей и автобусов.
[Те же «неинформативные цифры». Какая работа и с каким результатом, акимат не пояснил.]
Особое внимание следует уделить, сказал, подводя итоги обсуждению переработки отходов, премьер-минимтр Казахстана Олжас Бектенов, цифровизации отрасли, обеспечению цифрового учета отходов, контроля их перемещения, складирования и утилизации. Управление отходами имеет высокий инвестпотенциал, который у нас пока не используется в должной степени, разошелся Бектенов во мнении с Алиевым.
Согласно бюджетному законодательству, эмиссии в окружающую среду и другие экологические платежи направляются в местный бюджет, но регионами не проводится, по оценке Бектенова, должная работа по решению экологических вопросов за счет этих средств.
Поэтому премьер поручил Минэкологии и акиматам областей принять меры по созданию и финансированию инфраструктуры сбора, переработки и утилизации отходов за счет экологических платежей.