Глава Нацбанка Тимур Сулейменов пообещал, что курс тенге не будет делать «резких движений».

«Заранее подняли цены, ну и спрос не безграничен. Бизнес не может постоянно повышать цены в условиях снижения реальных доходов населения. Тем не менее, когда придётся платить вместо 12% — 16%, какие-то цены будут немножко повышены. Это — внутренние факторы. Ну и внешние факторы изменятся незначительно», — уверен главный банкир.
Что ж, уверенность — необходимое качество для главного банкира страны. И Тимур Муратович всячески поддерживает такую уверенность в себе и в своих подчинённых, в том числе монетарными инструментами: по итогам прошлого года руководству Нацбанка выплачено «на круг» целых 1,7 миллиарда тенге вознаграждений — что сопоставимо с годовым бюджетом среднего казахстанского города областного подчинения. Что найдут руководители регулятора у себя под ёлочкой в нынешнее Новогодье — пока не объявлено, но чуйка подсказывает: в обиде никто, включая самого г-на Сулейменова, не останется.
А ведь особыми успехами НБ не мог похвастать ни в прошлом, ни в этом уходящем году. В том числе — и в выполнении основной (чтобы не сказать «единственной») своей задачи — сдерживать инфляцию. В стране растут розничные цены, практически не обращая внимания на титанические усилия правительства, силящегося сдержать разгул цЕнизма всеми рыночными и нерыночными мерами.
В пятницу тщетность этих усилий фактически признал сам Нацбанк устами собственной пресс-службы:
«Годовая инфляция в октябре составила 12,6% (в сентябре — 12,9%). Рост цен на продовольственные товары продолжил ускоряться до 13,5% (12,7%), на непродовольственные — до 11% (10,8%)… Повышенная инфляционная динамика формируется в условиях устойчивого спроса, системно превышающего возможности предложения».
При этом реальные зарплаты казахстанцев не просто не растут, а фактически снижаются: номинально «сумма прописью» та же, а покупательная её стоимость медленно, но неуклонно падает. При этом номинал наших зарплат в обозримой перспективе тоже едва ли ощутимо вырастет: денег в казне на это нет. И не предвидится, судя по намёкам на «ужесточение денежно-кредитной политики» — то бишь дальнейший рост и без того высокой базовой ставки, удорожание кредитных денег для производителей и рост цен на их продукцию для нас, потребителей.
Правда, Тимур Муратович на пятничном брифинге попытался сыграть роль суйынши, заявив: с банков второго уровня будут «состригать» не 20, как сейчас, а целых 25 процентов налога на сверхприбыль. Но вопрос в том, не станут ли в таком случае БВУ эту сверхприбыль занижать, а то и не показывать вовсе. Такое мы уже проходили. А если даже удастся получить с них дополнительный навар, то совсем не факт, что потребители ощутят его в своих тарелках — ну, разве что «избранные» — то же руководство Нацбанка.
Словом, срабатывает старое правило: когда те, кто на верхней палубе, говорят об «отсутствии резких движений», пассажирам нижней стоит готовиться к шторму…