Имангали Тасмагамбетов с 1 января будущего года перестанет быть международным чиновником – он покидает по ротации пост Генсека ОДКБ, который занимал с 2023 года. Об этом в минувший понедельник сообщил помощник президента России Юрий Ушаков. Сегодня весь наш околополитический бомонд занят обсуждением дальнейшей судьбы самоназванного «продукта Назарбаева». Но не менее, а скорее, даже более интересна фигура преемника Имангали Нургалиевича. Новым Генеральным станет киргизский политик, опытный дипломат, специалист по Афганистану Таалатбек Масадыков. Об этом в тот же понедельник, 24 ноября, официально «проговорился» агентству ТАСС Ушаков.

Кто же он, этот Масадыков, которого в его родной стране до сих пор считают «тёмной лошадкой»? Ему 64 года, закончил МГИМО ещё в 1984 году и с тех пор провёл за границей – в основном в Афганистане – больше времени, чем на родине. В 1987–1988 годах работал в группе советских советников при Академии наук и Министерстве по делам племён и границ Афганистана. В 2000–2002 учился в очной докторантуре Лондонской школы экономики и политических наук, потом работал приглашённым профессором Токийского университета. Более 12 лет работал в системе ООН, возглавлял спецпредставительство этой международной организации в провинции Герат. Помимо английского, в совершенстве владеет языками пушту и дари.
Вернулся в Кыргызстан в 2014 году, пытался заняться политикой, даже участвовал в президентской кампании – дважды, но без особого успеха. Зато в 2009 году организовал встречу афганских полевых командиров с заместителем Генсека ООН, что до него не удавалось никому.
Именно это привело Масадыкова в администрацию киргизского президента Садыра Жапарова, где он стал заместителем председателя Совбеза, то есть фактически – замом самого главы государства. Но с жёстким и властным Жапаровым не сработался, стал критиковать президента и его ближайших доверенных лиц, обвиняя их в непрофессионализме и коррупции. В 2023 году был отправлен по квоте КР в ОДКБ, где стал заместителем Тасмагамбетова.
В интервью и других публичных выступлениях всегда выступал с пророссийских позиций, имеет довольно обширные личные связи с чиновниками российского МИД и администрации Путина. В этой связи некоторые наблюдатели не исключают, что на главной исполнительной должности в ОДКБ Масадыков будет способствовать максимальному сближению правительства талибов с главным военно-политическим образованием на постсоветском пространстве – вплоть до присоединения Афганистана к ОДКБ.
Если до конца 2029 года – когда завершится его пребывание в этой должности – Кабул в том или ином качестве сблизится с ОДКБ (читай: с Москвой, играющей в этой организации первую скрипку), то при третьем президенте Казахстана наша страна и вся Центральная Азия могут оказаться в совершенно новой геополитической реальности.