Первый визит армянского премьера в Астану получился чрезвычайно продуктивным, как, впрочем, и дебютный вояж в Ереван президента Казахстана весной прошлого года.

Подписанные документы в обеих столицах с разницей почти в полтора года имеют точки соприкосновения, хотя и различны в нюансах. К примеру, в астанайском пакете первым же пунктом значится Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Армения о передаче, использовании, защите и сохранности секретных сведений, что может свидетельствовать о начале закрытых переговоров по подготовке присоединения Армении к формирующемуся блоку стран Центральной Азии и Азербайджана.
То, что в прошлом году выглядело чистой воды фантастикой, сегодня – после замирения Баку и Еревана в Овальном кабинете Белого дома в Вашингтоне – становится не только реальным, но и просто необходимым условием укрепления позиций Астаны на Южном Кавказе.
Этот регион чрезвычайно важен для Казахстана как в экономическом, так и в геополитическом смысле. И Касым-Жомарт Токаев, принимая Николу Пашиняна, сказал об этом практически открытым текстом:
«Казахстан заинтересован в участии в проекте «Международный маршрут мира и процветания TRIPP».
По словам Касым-Жомарта Токаева, новая геополитическая ситуация на Южном Кавказе создает благоприятные условия для наращивания двусторонних и межрегиональных контактов.
«Казахстан поддерживает инициативу Армении «Перекресток мира» в транспортно-транзитной сфере. Мы также подтверждаем заинтересованность в участии в проекте «Международный маршрут мира и процветания TRIPP». Сопряжение этих стратегических коридоров с Транскаспийским международным транспортным маршрутом и коридором Север – Юг отвечает интересам обеих стран».
То, что в Вашингтоне и Ереване называют «Международным маршрутом мира и процветания имени Дональда Трампа» (TRIPP), в Баку предпочитают именовать «Зангезурским коридором». Это планируемый транспортный маршрут протяженностью примерно 40 километров, который должен соединить основную территорию Азербайджана с азербайджанским анклавом на армянской территории — Нахичеванской Автономной Республикой. Он пройдет через Сюникскую область Армении.
Понятно, что это наиболее короткий и оптимальный путь взаимных сухопутных поставок не только Казахстана с Арменией, но и Казахстана с Ираном, который постоянно фигурирует в логистических проектах Астаны. Очевидно и то, что в эту логистику непосредственно упираются планы наращивания взаимной торговли Казахстана и Армении (на переговорах в Астане президент Токаев заявил о желании нарастить ежегодный товарооборот наших стран до $350 миллионов).
Вполне логично предположить, что ради этого (а также для достижения ключевой для себя цели — диверсифицировать торговые маршруты и уйти от «привязанности» в этом смысле к России) Астана, не откладывая в долгий ящик, начнет консультации с партнерами по ЦА о присоединении к региональному союзу Еревана вслед за Баку.
Пока об успехе этого гипотетически возможного предприятия говорить рано. Но если это случится, то с тандемом Центральной Азии и Южного Кавказа вынуждены будут считаться все мировые «центры силы».